В российский прокат вышел фильм «Антебеллум», где «белые» похищают писательницу-афроамериканку Веронику и помещают её в модель рабской Америки до Гражданской войны. О том, почему актуальная картина оказалась посредственной эстетически, рассказывает Дмитрий Елагин.
В 2016 году на премии Оскар случился скандал, перевернувший его политику: жена Уилла Смита пожаловалась в Твиттере, что на премию было номинировано мало «цветных» (по-английски «people of color») и вывела в топы #OscarSoWhite. На следующий год 3 картины из 9 в секции «Лучший фильм» были посвящены проблемам афроамериканцев, а победителем стал «Лунный свет» (абсолютно заслуженно). За время правления президента Трампа было много скандалов, но последний – движение Black Lives Matter о расизме и неравноправии в американском обществе. Если бы не было карантина, и фильм «Антебеллум» вышел летом, он мог бы стать одним из символов BLM, так как «выбивает все цели в тире». Образ идеальных «черных» – есть, надменные «белые» – есть, агрессивное сопротивление – есть, разговоры про инклюзивность – есть, борьба с памятниками рабского прошлого – есть. Но все эти пункты уводят картину из поля эстетики в опасное поле политики. А на нём шаг влево, шаг вправо – рванет.
Новый фильм спродюсировали Шон Маккиттрик и Рэймонд Мэнсфилд, которые работали над двумя проектами Джордана Пила «Прочь» и «Мы». «Антебеллум» является их стилистическим и идейным продолжением: опять два мира, опять красный цвет доминирует в кадре, опять идеальные главные герои, опять злые «белые» хотят сделать «чёрных» рабами. Элегантность Пила в «Прочь» была в тонкости намёков, в «Антебеллуме» режиссёры Джерард Буш и Кристофер Ренц выбрали манифестацию: «монстры» будут насиловать, бить, жестоко убивать и сжигать «жертв».
Расизм со стороны белых мелькает постоянно: то номер в отеле не убрали, то посмотрели свысока, то дали не лучший столик в ресторане. Параллельно с выстраиванием идеального образа главной героини Вероники (певица Жанель Моне), авторы выступают против стереотипного восприятия чернокожих женщин, как злых и некультурных (расистский термин «angry black woman»). Но спустя пару минут после обвинений «белых», подруга героини Дон (Габури Сидибе) крадёт пару книг с презентации, громко ругает хостеса, и потом пьяной подкатывает к таксисту, подпевая песне Lizzo «Juice». Таких моментов, где логика авторов может показаться странной, много, но остальные – сюжетные спойлеры.
Похожий на «Антебеллум» фильм снял обладатель Золотой Пальмовой Ветви Ларс фон Триер в 2005 году. Он никогда не был в США и в «Мандерляе» поставил мысленный эксперимент о том, как работает рабское общество, что такое метод кнута, и можно ли изменить систему. В «Антебеллуме» тоже появляются похожие вопросы, но авторы выбирают удобный ответ: «белые» плохие, потому что в своей крови несут порядки прошлого. Но как бы Жанель Моне не говорила в фильме, что чернокожие – это будущее и их время пришло, «Антебеллум» лишь подтверждает, что пока от травм и стереотипов освободиться не удалось.