В прокат вышла спортивная драма «Стрельцов», где очередной великий спортсмен из СССР добивается успеха. О том, почему бюстов Ленина и песни «Прощание славянки» недостаточно, чтобы вызвать всеобщую ностальгию по «прекрасному времени», пишет Дмитрий Елагин.

КРАТКО:

Спортивные драмы в России выходят ежегодно («Лед», «Движение вверх», «Лев Яшин. Вратарь моей мечты»), «Стрельцов» – одна из худших. Режиссёр Илья Учитель создал конформистское произведение, где никого не обижают, где постоянно светит солнце, и хороших людей ждет светлое будущее. От такого фильма может быть только иллюзия тепла и счастья, так как искусственное не греет и не радует.

ПОДРОБНО:

Если копировать одно и то же изображение много и много раз, то оно постепенно превратится в черно-белый шум. Это же происходит с жанровым кино, которое ради своего выживания постоянно требует новшеств. В России популярен жанр спортивной драмы, у этого есть причины – на экране зритель увидит зрелище (спорт) и «правильную» историю для всей семьи, где «добро» побеждает «зло». «Легенда №17» в 2013 году задала тон, какой должна быть современная спортивная драма: легкая ностальгия по СССР, симпатичный главный герой, который вышел из простой семьи и сам добился успеха. «Стрельцов» использует эту же формулу, но бьёт мимо.

Главный промах в выборе времени действия: история фильма начинается в 1956 году, первые годы правления Хрущёва, время больших надежд. Сталин умер, культ развенчали, но эстетически «Стрельцов» — во многом произведение сталинского соцреализма: Эдуард Стрельцов (Александр Петров) постоянно улыбается, играет в футбол не за карьеру, а за страну и влюбляется в самую красивую девушку. Но никакого секса, ведь его в СССР «не было».

Как в соцреализме, внутреннего конфликта в «Стрельцове» нет, но есть лёгкие удары в сторону СССР. Илья Учитель мягко показывает страну, где чиновникам не нужны талантливые «выскочки», где есть место предательству и лжи. Но это не основные акценты произведения, так как история не о тоталитарной стране и не о нонконформисте, который ломает систему. Режиссер не изобличает кинообраз СССР, а перепевает чудеса из фильмов периода сталинского «малокартинья». Мать героя в 1956 живёт в отдельной квартире, у всех на всё есть деньги, все красивые в новой одежде, вылизанные, как с картин залов Третьяковской галереи на Крымском валу. 

Если каждая великая актриса хочет сыграть Анну Каренину, то каждый известный русский актер грезит ролью великого спортсмена. Александр Петров играет футболиста Стрельцова, а Данила Козловский сыграл хоккеиста Харламова, но разница между двумя героями огромна. В «Легенде №17» была показана цена, была и боль, и пот, и кровь, были воспоминания о детстве в Испании. А Стрельцов идеален: о матери заботится, о друзьях со двора не забывает и девушке звонит по телефону с другого конца планеты. Он герой без прошлого, он не человек, а залакированная модель.

Из четкого авторского видения выбивается важнейший элемент – это музыка. Большинство мелодий являются интерпретациями композиций того времени, но во время спортивных матчей звучит современный электронный бит. Эта деталь четко указывает, что фильм не про дух «светлого прошлого», а был создан по шаблону, где вместо 50-ых могли бы быть 80-ые, вместо Эдуарда Стрельцова мог быть Сергей Бубка, а вместо Александра Петрова — любой другой популярный актер.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: