8 октября в прокат выходит Kitoboy Филиппа Юрьева, победитель программы Venice Days фестиваля в Венеции и обладатель приза за лучшую режиссуру кинофестиваля «Кинотавр». Дмитрий Елагин рассказывает, как в фильме объединяются американские песни с пейзажем тундры, и почему между современной любовью через интернет и средневековой немного отличий.
КРАТКО:
В Kitoboy режиссёр Филипп Юрьев через классический сюжет-путешествие доказывает, что любовь на расстоянии существует, что люди способны понять чувства друг друга без слов, что между древними ритуалами и общением в интернете есть связь. Совмещение этих тем, лаконичная операторская работа и отражающая дух свободы и энергию тундры музыка делают фильм успешным дебютом.
ПОДРОБНО:
Девушка в кружевном белье идёт по освещенному неоном коридору, заходит в комнату, всё в розовом цвете, на кровати лежит ноутбук, а перед ним большой телевизор. Она вебкам-модель под никнеймом Hollysweet_999 (Кристина Асмус), люди из разных концов мира смотрят на нее и платят деньги за эротический и сексуальный контент или за приватное общение. Её увидел мальчик Лёшка (Владимир Онохов, приз за лучшую мужскую роль на «Кинотавре») из небольшого поселка в Чукотке и сразу влюбился.
Прошлое десятилетие доказало, что российские региональные фильмы открывает новые горизонты, неизвестные жителям столиц. Алексей Федорченко в «Овсянках» (2010) и «Небесных женах луговых мари» (2012) показал ритуалы республики Марий Эл, а победители ММКФ и «Кинотавра», режиссеры из Якутии продемонстрировали всей стране связь человека с природой в «Царе-птице» (2018) и шаманские ритуалы в «Пугале» (2020). В Kitoboy эти темы тоже есть, их режиссёр Филипп Юрьев соединил с почти документальным подходом к съемкам фильма: актёрами стали местные жители, вместо искусственных декораций и хромакея их дома и окружающая природа. Используя такой метод создания произведения, режиссёр тонко подчеркнул сакральное, присутствующее в их жизнях. Когда в поселке выключается свет, то люди, как в древности, работают, учатся и любят друг друга при свечах. Их тундра и море – это пространства свободы, где человеческий глаз не врезается в железные, стеклянные и каменные здания, где природа дышит и хранит память прошлых столетий.
Говоря о современности, режиссер бьет точно в цель и исследует актуальную тему: любовь в век социальных сетей. Возлюбленная Лёшки за весь фильм не произносит ни слова – он будет с ней говорить, хотя она не слышит. Девушка – это образ, аватар, что-то далекое, почти божественное, к чему нельзя прикоснуться. Поэтому никакие привезенные с материка проститутки не смогут стать заменой виртуальной девушке, какими бы близкими они не были. Ведь для него любовь – не ритуал взросления, не телесное удовольствие, а недоступное, почти куртуазное чувство.
Kitoboy пропитан романтизмом, дух которого и в инструментальной музыке «Canto Ostinado» Симеона тена Хольта, и в сюжете о молодом человеке, готовым пересечь море ради возлюбленной. Романтизм – это о молодости, о невозможности любви, о порывах души, об «американской мечте». Парень не знает английского языка, учит его по детской книжке с переводчиком, чтобы отправиться в Америку, до которой всего ничего – 86 километров или прямая чёрная линия на карте. Режиссёр по-разному подчёркивает, что Лёшка – это взрослеющий ребенок. Вот он везет мясо убитого кита в тележке, как будто в детском грузовике; вот висит кверху головой на турнике, подтянуться не может; а вот сбегает из дома, как Гекльберри Финн. Наивность Лёшки притягивает, его уверенность вызывает симпатию, и в один момент появляется вера, что встреча с девушкой возможна.