В российский прокат вышло «Лето’85» – фильм, премьера которого не состоялась в Каннах 2020 из-за пандемии. Однако он был и остается одной из самых ожидаемых картин года: все, чего касается Франсуа Озон, на протяжении многих лет стабильно вызывает резонанс. Его известные работы «8 женщин», «Бассейн», «В доме» отмечены престижными наградами. Его фильмы полны страсти и говорят об экзистенциальных проблемах сквозь призму телесного мира. Предыдущее, во многом документальное кино «По воле божьей» вовсе было посвящено злободневной теме сексуального насилия.
В этот раз Озон обратился к теме трагической юношеской любви и сделал историю, которую неизбежно будут сравнивать с «Назови меня своим именем» Луки Гуаданьино. Стоит ли внимания очередной фильм о подростковых проблемах и переживаниях, разбиралась Диана Шихалиева.
«Лето’85» представляет собой вольную экранизацию британского романа Эйдена Чемберса «Станцуй на моей могиле». Чемберс пишет не только про подростков, но и для них. Фильм из Англии перенесён в Нормандию. Шторм опрокидывает лодку Алексиса (Феликса Лефевра) посреди моря. Харизматичный Давид (Бенджамин Вуазен) приходит на помощь на своей лодке, названной в честь древнегреческой нимфы Калипсо, удерживающей Одиссея на острове долгое время. Ровно также Давид удерживает на все лето Алексиса. Пара сближается, начиная романтические отношения. И все это имеет оттенок неизбежной трагедии, потому что Озон использует структуру воспоминаний, в которой Алексис борется со смертью Давида, которая, как он говорит, была причинена его собственной рукой.
Структура «Лета’85» призвана усилить напряжение и превратить фильм в своего рода загадку относительно того, как и почему Алексис убил Давида. Но такая структура, скорее, имеет противоположный эффект, раскачивая зрителей туда-сюда во времени. Из-за этого история взаимоотношений героев становится более отстраненной. Возможно, актеры могли бы спасти ситуацию, но никто из юнош не сравнится с Тимоти Шаламе из «Назови меня своим именем». Актриса Валерия Бруни-Тедески, уже знакомая по фильмам Озона, играет мать Давида, которая вовсе смущает своей карикатурностью.
Все же причины посмотреть фильм есть. «Лето» Озона явно уступает его предыдущим работам провокационностью и страстностью. Однако узнать, что режиссер думает о мире молодых людей, любопытно. Подростки во многом остаются исключённой группой современного общества. Мы регулярно наблюдаем тщетные попытки понять и принять этот мир в искусстве («Нормальные люди», «Эйфория», «Половое воспитание», «Мектуб», «Прекрасное лето с Софи», «Мы те кто мы есть»). Но разве трагичная любовь, проблемы выбора профессии и определения сексуальной ориентации и страх смерти не касаются взрослых? Не лучше ли просто расслабиться, приняв все эти вопросы без ответов? Как принял их в своем «Лете» Эрик Ромер.
Франсуа Озон, будучи учеником Ромера, во многом продолжает его традицию. Главное в фильме высказано в деталях. Первые фразы Алексиса – фразы отрицания себя и мира вокруг: «Я ненормальный, но я не сумасшедший». Следом он говорит, что рассказанная им история про смерть – история не для всех. Ему не нравится его имя. Он слушает музыку в наушниках. Ему все равно, во что он одет. Его пеструю одежду лихо снимает не только сам Давид, но и мама Давида. Говоря: «Думаешь, я не знаю как у мальчиков все устроено?». И вот он уже полностью неуверенный и не знающий ничего о себе принимает ванну в доме едва знакомых ему людей. Эта сцена не может не напомнить героиню романа Сильвии Плат «Под стеклянным колпаком». Зато Алекс способен на искреннее признание. В разговоре со своей мамой (родители Алекса самые убедительные в фильме) говорит: «Я не знаю, что делает меня счастливым». Единственное в чем он уверен, это в своих чувствах к Давиду.
Трагическая история юношеской любви переростает в историю взросления Алекса за одно лето. Лето окружённое пейзажами Нормандии. Сиреневые закаты, лазурное море и цветные мопеды. Отношения Алекса и Давида перекликаются с историей Верлена и Рембо. Чтобы оживить чувства надо писать. А, может, мы и вовсе выдумываем тех, кого любим.