«Эффект молока» — кинематографический прием, побуждающий зрителя испытывать смешанные эмоции и чувствовать неоднозначность происходящего на экране. Подробнее о нем рассказывает Полина Шатохина.

Стакан, пакет или бутылка с молоком перемещаются из одного фильма в другой. Семейные завтраки, где молоко льётся рекой в тысячи тарелок с хлопьями, и наши сердца наполняет знакомое чувство беззаботного утра. Или узнаваемый образ чистоты и невинности, когда маленький мальчик оставляет молоко и печенье для Санты в многочисленных рождественских романтических комедиях. Но что если прямиком из камина в уютной гостиной появится не Санта, а Сатана с электрошокером в руке? Он отхлебнёт из стакана и направится в детскую. Это и будет тот самый «эффект молока», который так любят сценаристы и кинорежиссеры.

Известные эпизоды напоминают нам о плохих парнях, которые пьют молоко не за чьё-то здоровье, а скорее наоборот. Нехороший Алекс (Малкольм МакДауэлл «Заводной апельсин») пьёт молоко-плюс (плюс кое-какие добавки, ага) и отправляется наслаждаться насилием, Антон Чигур (Хавьер Бардем «Старикам здесь не место») пьет молоко из вашей бутылки, сидя в вашем доме на вашем диване, и даже не морщится, также как и омерзительный нацист Ханс Ленд (Кристоф Вальц «Бесславные ублюдки»), похваливший молоко с вашей фермы. Он говорит «Браво!» а потом... Есть и хорошие ребята, которые только прикидываются плохими, но выдают себя любовью к молоку, а мы за это любим их, умиляемся и сочувствуем. Киллер Леон (Жан Рено «Леон») большой печальный ребёнок, а детям молоко полезно. Суровый отец Дэниэл Плэйнвью (Дэниэл Дэй-Льюис «Нефть») наливает молоко из фляжки и почти насильно заставляет выпить своего потерявшего слух сына. Иногда молоко оказывается отравленным, если мастер саспенса Хичкок намекают нам, что оно не то чем кажется в «Подозрении». Это наиболее популярные примеры молочного триумфа, но мы можем вспомнить менее известные и незаслуженно забытые.

Молоко как фобия праведника 

«Искушение доктора Антонио» — новелла Феллини в киноальманахе «Боккаччо 70». На большом рекламном плакате прекрасная Анита (Анита Экберг) со стаканом молока в руке. Из динамика слышен задорный мотив, а детские голоса распевают «Пейте больше молока, итальянского молока, молоко полезно в любом возрасте». Но что же так пугает доктора Антонио? Он предчувствует длинноногий кошмар размером с небоскрёб, который надвигается прямо на его праведную голову. Однажды ночью Анита и ее стакан с молоком исчезнут с билборда, чтобы материализоваться во всем своём сладостном великолепии.

Молоко как сладострастие с повышенной жирностью 

«Горькая луна» — один из фильмов, тиражирующих образ женщины пьющей молоко. В скольких киношедеврах, клипах и рекламных роликах мы наблюдали, как очередная красавица проливает его на себя? Кажется, этот нехитрый прием не выйдет из моды никогда. Надо ли объяснять, что этим хотел сказать автор? Молоко эффектно струится по подбородку Мими (Эмманюэль Сенье) на грудь. Хорошая девочка, любовник доволен. Самое время напомнить, что это материал про неоднозначность молочных образов в кино, так что смотрим фильм Полански до конца.

Молоко как муки инфернального материнства

В «Одержимой» можно встретить культовый эпизод рождения дьявола в подземке. Режиссер Анджей Жулавски, переживая личную драму, снял фильм, в котором главная героиня олицетворяет природу, производящую на свет подлинное зло. Она не в силах бороться с собой и своим предназначением - выносить и явить миру Антихриста. Здесь бутылки молока разбиваются о стену, оно льется рекой на бетон и Анна (Изабель Аджани) кувыркается в нем в приступе родовой агонии.

Молоко как извращенный инфантилизм

«Вальсирующие», показывают, что никогда не поздно припасть к груди матери. Шокирующий эпизод в поезде из фильма Бертрана Блие. Жан-Клод (почетный удмурт Жерар Депардье) предлагает деньги незнакомой девушке, чтобы она покормила грудью его друга Пьеро (Патрик Девэр). «Он большой любитель молока, к тому же он родился от неизвестной матери, я уверена, что это доставит ему удовольствие». Сцена извращённого кормления заканчивается и не приносит ожидаемого наслаждения Пьеро. В его глазах можно увидеть детскую растерянность и отчаяние. 

Кровь с молоком

Героиня Яны Трояновой в фильме «Волчок» — возможно, самая ужасная мать в истории российского кино. Она приносит банку молока не дочери, а очередному любовнику Коляну, который скоро получит этой же банкой по голове. Содержимое банки на наших глазах смешается с содержимым черепа, а мы по ту сторону экрана задумаемся о недополученной материнской любви. 

Мы изучили множество примеров использования молока в кино. Утренняя доставка молочной продукции к порогу синефилов налажена бесперебойно. Сложнее найти фильм в котором молоко не появится в кадре ни разу. Но главным открытием стало не количество выпитого и разлитого продукта, не истории плохих и хороших парней с лактозовисимостью. Посмотрев добрую сотню картин с «эффектом молока», мы обнаружили, что в самых неоднозначных, порочных и впечатляющих эпизодах главную роль играют женщины. 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: