Помимо насыщенной программы офлайн и онлайн событий фестиваль Context. Diana Vishneva в этом году представляет интересную кинопрограмму, составленную совместно с командой фестиваля документального кино о новой культуре Beat Film Festival. В программу вошли три совершенно отличных друг от друга фильма, посвященных современному танцу. Подробнее о каждом фильме рассказывает Диана Шихалиева.
- 1. «Посреди» / Mitten (2019, Бельгия)
- 2. «Бит темного города» / Dark city beneath the beat (2020, Канада)
- 3. «Маги Марен: время действия» / Maguy Marin: time to act (2018, Франция)
«Посреди» / Mitten (2019, Бельгия)
Режиссеры Герар-Ян Клас и Оливия Рошетт документируют последние недели репетиций в Брюсселе спектакля Mitten wir im Leben sind хореографа Анны Терезы Де Кеерсмакер и ее труппы Rosas совместно с виолончелистом Жан-Гихеном Кейрасом, который исполняет шесть сюит для виолончели Иоганна Себастьяна Баха.
Репетиция, черный кабинет, танцор наедине с музыкантом. От минимализма начинаешь смотреть в окна черного кабинета. В окнах живописным образом колышутся деревья. И вдруг начинаешь замечать, что эти деревья созвучны всему происходящему в зале. Каждое движение танцора словно подвластно силе ветра за окном. Нет ни одной лишней детали в кадре, все происходящее вокруг не случайно. По такому принципу построен весь фильм, который передает всю кропотливость репетиционного процесса хореографа Анны Терезы де Кеерсмакер. Важен каждый поворот и наклон головы, скорость бега и сила вращения.
Партитура выстроена с математической точностью. Все вместе (хореограф, танцоры, виолончелист) подробно обсуждают каждое движение в спектакле. Из репетиционного зала обсуждения переходят за стол, где определяется смена каждой тональности и комментируется фразировка в нотной партитуре. Каждый комментарий отмечается маркерами разного цвета. Даже таким мастерам своего дела приходится тратить много сил на создание спектакля. Всем в коллективе легко общаться друг с другом, несмотря на такую скрупулезную работу. Такое понимание, внимание и чуткость к другому, даже несмотря на то, что они постоянно переходят с английского языка на французский — настоящий профессионализм. Их свободное общение друг с другом создает иллюзию того, что процесс работы над спектаклем не такой уж и затратный. Явным доказательством обратного является выступающий пот на тренировочной одежде танцоров.
Этот фильм способен заинтересовать каждого, кто способен обращать внимание на детали происходящего мира вокруг. И для это вовсе не обязательно иметь знания в области академического танца и музыки. В фильме множество крупных планов. В лицах всех танцоров и самой Анны Терезы де Кеерсмакер заметен внимательный взгляд, через который проступает чувственное измерение. Четкая и выверенная партитура превращается в танец.
Расписание показов и билеты доступны на официальном сайте фестиваля.
«Бит темного города» / Dark city beneath the beat (2020, Канада)
Певица и музыкальный продюсер TT the Artist сняла фильм о современной культуре Балтимора. Балтимор-клаб, жанр на стыке хип-хопа и хауса и определенная техника движений, основанная на его ритме, — культурный феномен, который объединяет местное комьюнити. Дети и матери, молодые парни и зрелые мужчины танцуют в школьных спортзалах и на пустырях, на конкурсе за звание «Короля и Королевы Балтимора» и даже на похоронах. Фильм об освобождающей силе этой насыщенной культуры.
Фильм представляет собой масштабное соединение анимации, интимных документальных историй и репортажных съемок, музыкальных клипов и хореографических номеров. Каждое свободное пространство буквально становится местом для самовыражения: футболки и толстовки, кепки, витрины и вывески магазинов, стены улиц, сами улицы, на которых можно петь и танцевать. Фильм пестрит различными высказываниями, которые сливаются в единую историю о городе.
Балтимор — урбан-культурный город, жители воспевают даже самые грязные улицы. Режиссер фильма, показывая насыщенную и энергичную жизнь, говорит об актуальных проблемах бедного криминального города. Мало кто здесь может рассчитывать на безопасность. Расизм, полицейское насилие, наркотрафик, гомофобия, притеснение прав женщин, бедность, не позволяющая вырваться и развиваться благополучной жизни.
Герои фильма — это продюсеры, дети, музыканты, танцоры, промоутеры. Все они откровенно говорят о тяжелой жизни и сложных чувствах к родному городу, но их Балтимор совсем не темный. Он взрывается яркими костюмами уличных танцоров и музыкантов, неоновым светом клубов, текстами рэперов — и танцем, который помогает вынести сегодняшний день и дает надежду на будущее. «Our dance steps are our tears».
Расписание показов и билеты доступны на официальном сайте фестиваля.
«Маги Марен: время действия» / Maguy Marin: time to act (2018, Франция)
Документальный фильм об одной из самых известных учениц Мориса Бежара, Маги Марен, бережно снятый ее сыном Дэвидом Мамбушем.
Структура фильма развивается нелинейно относительно жизни хореографа или ее творческой деятельности, что, может, и не очень легко для первого понимания, но довольно точно подмечено. Наши воспоминания редко хронологически последовательны. Маги рефлексирует и анализирует свои постановки сквозь призму прошедшего времени, вспоминая не только важные аспекты работы, но также и истории личной жизни. Потому как она не отделима от ее работ: La jeune fille et la mort, Révellion, May B, Nocturne, Bit, Cendrillon, Babel Babel, Hymen. Самая знаменитая работа May B была вдохновлена пьесами Беккета.
Ученица Мориса Бежара и единомышленница Пины Бауш, обладательница «Золотого льва» Венецианской биеннале за вклад в искусство, делится интимными историями из своей жизни. Воспоминания о родителях, проблемах с отцом, и впоследствии проблемах с мужчинами, о сексе — все это вдохновляло ее. Открыто рассказывая о личных проблемах, она органично переходит к проблематике окружающего мира.
Фильм начинается с ее слов о том, что жизнь сегодня куда сложнее, чем раньше. Маги Марен ворвалась в мир современного танца в 1970-ые с радикальными, политически заряженными постановками. Маги Марен в работах рассуждает о свободе, о природе власти и диктате идеального танцевального тела, который она всегда пыталась сломать, о важности действия и жеста. Ее танцовщики — люди разного телосложения, возраста, пола. Она с пристальным вниманием наблюдает за движениями людей всех социальных групп.
В фильме Маги Марен делится, что в каждой своей работе она словно пытается ответить на вопрос: «Как нам всем жить вместе?» Поиск ответа постоянно обращает ее к социальным проблемам. И решение находится: «Время идёт, а мы продолжаем танцевать», неважно будь то сегодня или 30 лет назад, когда ситуация в обществе казалась менее сложной и запутанной. Маги Марен убеждена, что и на сцене, и в пространстве общества мы должны действовать вместе. «Любящие лица, любимые лица: пейзаж».
Расписание показов и билеты доступны на официальном сайте фестиваля.