В прокат вышла «Крестная мама», в нем француженка Пасьянс работает в полиции, где прослушивает телефоны преступников-эмигрантов. Но когда работа касается ее знакомой, она решает ей помочь и превращается в Матрону, торгующую гашишем. О том, как в «Крестной матери» соединилась семейная история с социальным подтекстом, рассказывает Дмитрий Елагин.
Кратко:
«Крестная мама» – талантливое жанровое кино, не тянущееся за фестивальными лаврами. Вместо того, чтобы клеймить в человеке худшие проявления души, авторы выбрали путь взаимопонимания и сочувствия, так как каждый может оказаться на улице без гроша в кармане. Поэтому нет ничего странного в выборе Пасьянс пожить немного для себя – государственная система справится и без нее.
Подробно:
Она в одежде бледных тонов, губы в неяркой помаде, худая и невысокая, говорит тихо. Невзрачная женщина, но у нее рыжие волосы, ей доставляет удовольствие прослушка переговоров преступников. Дополнительно к тяжелой работе Пасьянс (Изабель Юппер) в полиции, где во время допросов её матерят, оскорбляют и плюют в лицо, у неё большие финансовые проблемы: надо заплатить за дом престарелых для теряющей рассудок матери, за аренду квартиры и за индивидуальный, пока ненужный сейф, который установила домоправительница-китаянка. Героиню ждет пенсия, шеф предлагает совместную, тихую жизнь, но глаза не блестят от мыслей о таком будущем. Однажды включенным в продажу наркотиков оказывается сын медсестры из дома престарелых, и тогда Пасьянс решает им помочь. Парень прячет полторы тонны гашиша, героиня их находит и становится Матроной (или «La Daronne» – французское название произведения), неуловимой наркоторговкой.
«Крестная мать» (реж. Жан-Поль Саломе) – не дидактичное кино, где показана цена быстрых взлетов, как в «Лице со шрамом» (1983), а социальное. Пасьянс с детства принадлежала к криминальному мира – в игрушечной собачке перевозила деньги на папином катере. Она говорит с эмигрантами на одном языке и сочувствует им, торгующим наркотиками, потому что ее отец сам когда-то оказался без денег на новом месте, и ему пришлось воровать. Героиня понимает, что у преступности есть причины, режиссер подчеркивает неидеальность и несправедливость окружающего мира системой фраз и событий: в начале фильма в доме Пасьянс не работают лифты; она узнает, что после девяти лет выслуги собак-ищеек сначала отправляют в приют, а если никто их не забрал, то усыпляют; женщина скептически относится к тому, чтобы сажать за решетку людей за 3 грамма наркотика, потому что в тюрьме мелкие преступники познакомятся с радикальными исламистами. Поэтому удачно выбрал титр с названием картины, где постепенно через белые буквы на черном фоне проявляется непарадный пейзаж Парижа.
Преступный мир режиссер показывает через призму повседневности: сейф Пасьян завешивает нейтрализаторами запаха-елочками, под переговоры преступников она гладит белье и пьет вино, а кейсы с наркотиком перевозит в личной машине-мини. Если в «Комедии власти» (2005) Изабель Юппер сыграла «железную» прокуроршу, то здесь она всегда изящна и женственна, даже когда перевоплощается в Матрону. В этом кроется позиция режиссера, так как у него мужской мир бессмысленно жесток, а женщины выживают в нем благодаря уму и хитрости. Между ними возникает единство, основанное не на деньгах, а на понимании положения друг друга. Они обмениваются символическими подарками, Пасьянс отдает пистолет отца, а получает легкий шарфик с леопардовым принтом, который она дополняет золотой цепью, хиджабом и большими солнечными очками – она хищница в камуфляже, для которой закон не главное, человеческие связи и чувства важнее.