Против переживания расставания, как известно, приёма нет: это практически всегда невыносимо, вялотекуще, болезненно. И индивидуально. Обвиняешь себя и весь мир, пытаешься найти главную ошибку и уверяешь «я» в том, что виноват другой человек. Пытаешься сбежать, отвлечься, сменить работу и образ жизни Не помогают ни друзья, ни подруги, ни всезнающая мама. Ныряешь в новые отношения, не успев отойти от старых, убегаешь, мучаешься. А порой еще и делишь детей, имущество, животных и знакомых. Эта подборка – 10 лент о борьбе за спокойствие, о сложных обстоятельствах и лёгких прощаниях, о попытках разобраться, обвинить, достучаться, изменить и остаться собой.
1. «Крамер против Крамера» (США, 1979)
Один из самых пронзительных фильмов на эту тему (режиссёр – Роберт Бентон), подкреплённый мощным сценарием, отличными планами, точными работами Мэрил Стрип и Дастина Хоффмана. Жизненный, понятный, подключающий к себе с первых же минут. Семья разваливается: жена со скандалом уходит, шестилетний ребёнок остаётся с отцом. Теперь взрослый мужчина, очень давно строящий свою карьеру, должен будет ежедневно выступать в самой главной роли – в роли папы. И права на ошибку у него нет.
2. «Как всё забыть?» (Бразилия, 2010)
Как всё забыть? Никак. Воспоминания будут с нами до конца дней. Как начать новую жизнь? Никак, потому что она всё равно будет продолжением старой. Как всё изменить? Никак, потому что нет никакого «всё» – есть маленькие отрезки, которые надо тщательно прорабатывать день за днём. Женская любовь, женские переживания, женское счастье в картине Малу Де Мартино.
3. «Голодные сердца» (Италия, 2014)
С рождением ребёнка в семье меняется буквально всё: уклад, образ жизни, отношение друг к другу. Накапливается усталость, часто возникают обиды, исчезает свободное время. Для чада хочется самого лучшего, самого нужного, самого правильного. Мина (Альба Рорвахер) – приятная, но немного странноватая девушка, её супруг Джуд (Адам Драйвер) – сильное плечо, опора, помощь (режиссёр – Саверио Костанцо). Всё отлично, мирно, нежно. С появлением малыша же у новоявленной мамочки напрочь слетает башня. От любви, заботы и чрезмерной уверенности в себе.
4. «Дикая жизнь» (США, 2017)
Скромная лента Пола Дано о разрушении семьи, взаимных претензиях, обидах и переживаниях. Портрет накануне катастрофы, хроника увядания, тихая «Брачная история».
Очень печально, но со светом в финале; очень тихо, но почти невыносимо; очень дико, но так обычно, что даже становится не по себе.
5. «Любовь.нет» (Болгария, 2011)
Знакомства в интернете – вариант безопасный, простой, не требующий заморочек. Всегда можно «схлопнуть» надоевший диалог, красиво уйти от ответа, «покинуть чат». Илиан Джевелеков собирает в одну мозаику несколько историй виртуальной любви, пытается рассуждать о возможности связей через расстояние, шутит на тему замены реального человека экраном компьютера. Тоже тёплым, но менее проблемным.
6. «Давай разведёмся!» (Россия, 2019)
Не всё горевать – пора и посмеяться. Этот фильм Анны Пармас ругали и восхваляли, обвиняли в карикатурности и излишней простоте, отмечали лёгкость, юмор, актёрскую работу Анны Михалковой. Маша – успешный гинеколог, обеспечивающий всю семью. Её ценят на работе, она прекрасный профессионал, её слово – закон. Муж сидит дома: убирает, готовит, заботится о детях. И ходит на свидания к молоденькой любовнице.
7. «Эйфория» (США, 2019)
Не самый очевидный вариант, потому что один из главных сериалов прошлого года – история про наркотики, зависимость, непростой путь подростков. Но расстаются (вернее, пытаются это сделать) здесь буквально каждые двадцать минут: с парнями и девушками, с привычками, с прошлым, со стереотипами, самими собой. И это, мягко говоря, довольно болезненная процедура.
8. «Глухие стены» (Аргентина, Испания, Германия, 2011)
Они живут на одной улице, но никогда не встречались, они хотели бы новых отношений, но боятся рисковать, они постоянно находятся рядом, но в то же время очень далеко. Неторопливое и вдумчивое кино Густаво Таррето – нежная история о том, что очень часто настоящее счастье живёт рядом с нами: в соседнем доме, в нашем же подъезде, через пару кварталов. Но мы, люди суеты и спешки, его не замечаем. Или не хотим замечать.
9. «Развод Надера и Симин» (Иран, Франция, 2011)
Асгар Фархади – режиссёр, что не нуждается в дополнительном представлении. Один их главных мастеров иранского кино умеет ловко соединять персональное и общее, локальное и общемировое, индивидуальное и волнующее каждого. Супружеская пара разводится. В Иране. И ни к чему хорошему это не приведёт. Фильм – обладатель премии «Оскар».
10. «Меломанка» (США, 2020)
Роб – владелица магазина пластинок, решившая «проработать» свои расставания довольно неожиданным путём: она хочет встретиться с каждым из «топ-5 бывших». Обсудить ситуацию, выяснить причины, дойти до сути. Без эмоций и горячки, без истерик и обвинений, без битой посуды и дверей, вылетевших из косяков. 10 коротких серий, зажигательная Зои Кравиц в главной роли, треки, песни, плей-листы. Как говорится, расставаться, так с музыкой.