Современные зрители способны управлять продолжительностью фильма. Даже самые примитивные плееры уже научились не только перематывать видео вперед или назад, но и замедлять или ускорять время. Теперь при большом желании «Двадцатый век» Бертолуччи можно посмотреть за каких-то пару часов, а «Шестизарядник» Макдоны смаковать вечно. Но, несмотря на все цифровые фокусы, главными фокусниками кинематографа по-прежнему остаются режиссеры и сценаристы, которые всегда найдут способ напомнить нам кто здесь хозяин. Полина Шатохина рассказывает о времени внутри и снаружи мирового кинематографа.

У Говарда Ратнера (Адам Сэндлер «Неограненные алмазы») отбирают часы, и мы понимаем, что он больше не контролирует события своей жизни. Ли Джон-су (Ю А-ин «Пылающий») найдет часы своей возлюбленной в квартире другого парня, потому что прошлое — это все, что от нее осталось. Мы можем узнать сколько стоит время «нового» человека в «Затмении» Антониони. Для этого он просто поместит небольшой электронный циферблат в угол экрана и заставит почтить минутой молчания память одного из биржевых маклеров в разгар торгов. Нам только кажется, что мы знаем точное время. Когда у Элис (Наталия Дайер в «Да, бог, да») заберут часы, окажется что в них нет необходимости, ведь на дворе время Христа, что бы это ни значило. Со временем многое меняется, но маятники все так же вводят в транс на начальных титрах, на стрелках башенных часов повисают новые последователи Бастора Китона, а Хронос по-прежнему пожирает своих детей, не нарушая режиссерского замысла.

Дорогие часы

Эти часы проделали долгий путь, прежде чем попали в руки Бутча Кулиджа (Брюс Уиллис наших надежд). История рассказанная капитаном Кунсом (Кристофер Уокен) гласит, что золотые часы, купленные прадедом Бутча, передавались из поколения в поколение от отца к сыну, уцелели в трех войнах и «побывали в двух задницах». Надо ли объяснять почему Бутчу так важно не только сохранить часы, но и уцелеть самому? Часовой механизм, заведенный однажды прадедом, должен исправно показывать время для каждого следующего сына. Тарантино был справедлив еще со времен «Криминального чтива» — час Бутча еще не настал, он добудет свои часы из очередной передряги, чтобы продолжить ход времени и род обреченных борцов. 

Сломанные часы 

Зачем школьной красавице Джеси (Сибилл Шепард) часы? Это бесполезная вещица в черно-белом провинциальном техасском городке, где время давно остановилось. Часы безразлично напоминают о том, что молодость и красота не вечны, что жизнь проносится незаметно, а мечты не сбываются. Чтобы остановить безжалостное время можно потерять или разбить часы. А можно отправиться на закрытую вечеринку в бассейне и нечаянно забыть их снять. 

Часы-наручники

«Элизабет, каждый день, ровно в 12 смотри на них и думай, что я прикасаюсь к тебе». Джон (Микки Рурк) прекрасный психолог, который многое знает об эффекте тиканья. Он гипнотизирует Элизабет (Ким Бейсингер), когда дарит ей часы и просит вспоминать о нем каждый день в определенное время. Романтичный подарок несет в себе гораздо больше смысла, чем может показаться на первый взгляд. Теперь Элизабет будет думать о своем любовнике круглые сутки. Похожего эффекта добивался герой Николая Рыбникова в культовом советском фильме «Девчата».

Остановившиеся часы

Знаменитый мистический триллер повествует нам о таинственной пропаже девушек, которые отправились на пикник к Висячей скале. Время в этом фильме играет большую роль. Многочисленные претензии зрителей к тому, что история неожиданно заканчивается, едва начавшись, не справедливы. После таинственного исчезновения девушек сюжет растворяется в остатках хронометража. Догадки о случившемся обесцениваются с каждой следующей минутой. Но разве авторы картины не предупредили нас об этом, когда время на часах мисс Греты МакКроу (Вивьен Грэй) остановилось?  Суеверия противоречат здравому смыслу, но приятно действуют на нервы. Говорят, у всех членов съемочной группы на Висячей скале начали спешить часы.

Секундомер

У Лолы (Франка Потенте) есть ровно 20 минут, чтобы спасти своего парня Манни (Мориц Бляйбтрой). Не первый и не последний кинопример (достаточно вспомнить «Адреналин» с Джейсоном Стейтемом), в котором героям приходится жить по законам компьютерной игры. Стрелка часов отсчитывает драгоценные секунды, пульс зашкаливает, и мы практически своими руками можем пощупать ускользающее время. Как и в компьютерной игре у героев мало времени, но несколько попыток. В отличии от реальной жизни, перед началом следующего уровня действует автоматическое сохранение. 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: