В прокат вышел «Цой» Алексея Учителя, который до проката раскритиковали родственники музыканта и режиссер Рашид Нугманов, снявший Виктора Цоя в картинах «Йя-Хха» и «Игла». О том, как автору не удалось уйти от комплиментов в сторону певца к описанию образа страны, рассказывает Дмитрий Елагин.
Кратко:
У «Цоя» интересный концепт – произведение о переживании смерти знаменитости, где через нее и множество деталей метафорично показана страна, глава которой случайно может стать соучастником убийства художника. Несмотря на то, что фильм создан во имя отрицания принципа поклонения личности, Алексей Учитель обесценивает свое произведение, в финале посвящая его Цою и показывая его концерт с бесконечной толпой вокруг сцены.
Подробно:
Виктор Цой для многих является иконой 80-ых, звездой «перестройки», трагически ушедшей на пике своей карьеры. Если в «Лете» (2018) Кириллу Серебренникову («Юрьев день», «Ученик») удалось создать человеческий образ певца через жанр мелодрамы, а через клиповые вставки вызвать у молодых ностальгию по временам, в которых они не жили, то Алексей Учитель («Матильда», «Космос как предчувствие») в «Цое» попытался сместить фокус с личности музыканта, показывая события после его смерти. Но очарованность режиссера романтическим образом исполнителя не дала произведению перейти в разряд фильмов об экзистенциальных переживаниях жестокости случайностей жизни.
По форме «Цой» – роуд-муви, жанр, одновременно тяготеющий к фрагментарности повествования и масштабности описания события. В картине есть любовные линии, элементы детектива, политический подтекст, на пересечении всего стоит фигура простого водителя Павла Шелеста, в чей автобус «Икарус» на автомобиле врезается Виктор Цой и погибает. За телом певца приезжает бывшая жена Марианна с сыном, девушка Наталия, друг-музыкант и фотографша, они с гробом отправляются в Ленинград на автобусе, который ведет Шелест. Главная интрига – у кого находится кассета, на которую Цой записал свой последний, неизданный альбом.
Решение снять фильм о днях после смерти Цоя привело к выбору, кого сделать главным героем. Им стал простой мужчина Павел Шелест, ведущий автобус, который является идеальной, обширной метафорой страны, где гоголевскую дворянскую тройку поменяли на общественный транспорт, а гоняющегося за деньгами Чичикова на разобщенных родственников и друзей Виктора Цоя. Автобус ломается, об него разбивают бутылку коньяка, он заставляет людей уйти с дороги, а в ночи скатывается с горки в реку и там застревает. И как в русской народной сказке, «кошки» встают рядом с «мышками» и вытягивают «репку», мирятся общим делом. Но что чувствует главный герой Павел Шелест о трагедии, зритель не узнает, так как играющий его Евгений Цыганов в картине немногословен и безэмоционален: что бьют, что целуют, всегда жесткая поза и спокойное лицо.
Алексей Учитель в «Цое» попытался соединить метафоричность ситуации с реальными фактами из жизни, но вместо гармонии двух направлений они перебивают друг друга. Тональных смещений в фильме много: в начале играет фортепиано, напоминающее реалистично-метафоричные произведения Андрея Звягинцева («Левиафан», «Нелюбовь»), в середине его заменяет легкая гитара; ценность молчания людей о трагедии и вине уничтожаются прямолинейными фразами мальчика; двусмысленная сцена с пожарниками, наблюдающими за сжиганием леса, находится в одном контексте со сценой сахарной радости героев в слоу-мо. Из-за этого меняется образ фильма, который был о столкновении человека со смертью, а стал говорить по чуть-чуть обо всем. Можно было бы сказать, что «Цой» получился не о музыканте, а об окружающих его людях, о стране, о жестокости судьбы и стойкости простого человека, если бы слова в аннотации картины: «Самого Цоя в картине не будет» – были бы правдой. В первых кадрах двойник певца в гримерной улыбается и курит, а в конце у сцены с ним стоит безликая, созданная на компьютере толпа людей с горящими зажигалками в руках. В «Цое» много интересных деталей, но авторская интонация странная: режиссер возвышает образ Виктора Цоя и с презрением изображает безумных фанатов, готовых крушить дома за своего кумира; он показывает любовь и страсть, козни следователя и ищущего кассету продюсера, чтобы потом все перечеркнуть. В финале фильм-кубик Рубика собирается и разваливается, остаются лишь детали, которые уже не собрать воедино.