Недавно сидела в кафе на берегу моря, пила кофе, писала текст. Ноутбук, ежедневник, карандаш, телефон. Официантка спросила о моей профессии. Я ответила – журналист. Тогда девушка задала вопрос, поставивший меня в тупик: «А вы из какого медиа? Тёмного или светлого?». Из, говорю, московского. Она мило улыбнулась и ушла, я залипла очень надолго. Сначала хотела попытаться рассказать ей, что всё не так просто, потом поняла, что так просто не будет даже это. Кстати, а вы из какого дозора? Ночного или дневного?
1. «Гражданин Кейн» (США, 1941)
Как говорится, заходим с козырей, которые крыть невероятно сложно. Фильм Орсона Уэллса, буквально собранный из различных попыток журналистов узнать истинную причину смерти медиамагната, до сих пор вызывает полемику, удивляет современностью, заставляет ставить себя на паузу, чтобы пристально рассмотреть кадры. Одно и то же событие показывается с нескольких точек зрения, смыслы меняются на ходу, стремительность развития истории заставляет сидеть с пристёгнутыми ремнями безопасности до самого финала. Кстати, Уильям Хёрст, газетный магнат, с которого был «срисован» Кейн, приложил немало усилий, чтобы картина не вышла в широкий прокат.
2. «Утреннее шоу» (США, 2019)
Каждое утро они радуют нас своими улыбками: непринуждённо рассказывают о предстоящих событиях, ловко шутят, заряжают народ на позитив. Мило воркуют про кино и кофе, кино и путешествия, добро и новый день. А потом выходят из кадра. И живут самой обычной жизнью. Сериал «Утреннее шоу» – открытия, закрытия, увольнения, скандалы, интриги, расследования. И #MeToo в придачу.
3. «День радио» (Россия, 2008)
Тот случай, когда русский фильм оказывается действительно потешным: диалоги взяты из одноимённого спектакля, много задорной музыки, которая не раздражает, актёрский состав явно отлично знает своё дело. Реалии работы радиостанции «Как бы радио» (режиссёр – Дмитрий Дьяченко), марафон «живых» песен, прямые эфиры, придуманные за пару минут. Как говорится, «пришёл, ошпарил и ушёл».
4. «В центре внимания» (США, 2015)
Почти любое событие можно стереть из памяти, каждое действие – несколько точек зрения, всякие преступления подлежат перетрактовке. Было бы желание. И заказчик. И деньги. Неспешное (и невероятно важное) кино о рутинной работе репортёров, человеческой честности, болезненном возвращении в прошлое. Фильм Тома МакКарти, получивший премию «Оскар», основан на реальных событиях.
5. «438 дней» (Швеция, 2019)
Есть места, что не очень принято обсуждать; есть темы, где лучше молчать; есть события, разговор о которых может закончиться трагедией. Африка – регион мятежный и сложный, страшный и неизвестный, самобытный и дикий. Пара журналистов решаются пересечь границу Сомали и Эфиопии (режиссёр – Йеспер Гансландт): чтобы рассказать об изолированном районе, помочь экологии, сделать себе славу. Но местные жители не очень-то рады их видеть.
6. «12.08 к востоку от Бухареста» (Румыния, 2006)
Один из моих самых любимых фильмов в румынском кейсе, где есть место и юмору, и подлинной истории, и честным слезам. Небольшой провинциальный город, канун Рождества. Телеведущий приглашает на эфир учителя Манеску (Ион Сапдару) и пенсионера Пишочи (Мирча Андрееску), чтобы попытаться ответить на один простой вопрос: «А была ли революция в этих краях?». Или же народ вывалил на площадь уже после, когда Чаушеску сбежал? Невероятно пронзительное кино Корнелиу Порумбою, в финале которого становится невероятно светло.
7. «Шучу» (США, 2018-2020)
У него всё отлично: широкая улыбка, деньги, обаяние, доверие масс. Его обожают взрослые и дети, мальчики и девочки, мужчины и женщины. Вокруг него выстроена целая империя: игрушки, образы, выпуски передач. Он – Мистер Пикклз – ведущий детского телешоу. Вернее, Джефф (Джим Керри) – отец, остро переживающий гибель юного сына. Ни разу не весёлый сериал Мишеля Гондри с отличными актёрскими работами (кстати, второй сезон можете не смотреть).
8. «Охота на Веронику» (Великобритания, Ирландия, США, 2003)
У больших журналистов всегда есть противники. Те, кому не по нраву их работа, те, кто боится лишних разговоров, те, кто не хочет огласки своих непростых дел. Вероника Герин (Кейт Бланшетт) решает заговорить о незаконном обороте наркотиков в Дублине. Горячо, резко, без прикрас. Её расследование задевает судьбы тех, кто потребляет, тех, кто продаёт, тех, кто поставляет. А последним это очень не нравится. Фильм основан на реальной истории, режиссёр – Джоэл Шумахер.
9. «Я – Вспышка!» (Япония, 2012)
Любой яркий публичный человек – сенсация для СМИ (режиссёр – Тосиаки Тоёда). Они стараются перерыть всё «грязное бельё», найти факты, которые раньше были скрыты от глаз, обнаружить то, что никто не знает. Руи – главный парень в свежей религиозной секте. Придумывает, завораживает, гипнотизирует, убеждает. Общается, выпивает, тратит деньги. А потом попадает в аварию, совершённую в пьяном виде. И теперь его жизнь никогда не станет прежней.
10. «ППЧМЗ» (Россия, 2020)
Новости, которые оказываются фейком, – то, что сопровождает нас, живущих в медиапространстве, ежедневно. То не проверили, то не так поняли, то не там прочитали, то «похож, но не он». Сериал Романа Волобуева («Последний министр») «Просто представь, что мы знаем» – история о девушках, ведущих своей Telegram-канал, где они рассказывают о последних событиях. Не особо их проверяя, не шибко заморачиваясь, относясь к жизням и смертям легко и просто. Однажды они выпускают новость о самоубийстве известного журналиста, живущего в Лондоне. Вот только он оказывается живым. Более того – уже летит в Москву. И скоро они узнают о себе очень много интересного.