Роман Каримов – режиссер народных хитов «Неадекватные люди» и «Гуляй, Вася!», чьи продолжения выходят в этом и следующем году. На фестивале "Окно в Европу" Дмитрий Елагин поговорил с режиссером о феминизме, счастье и жизни на карантине.

Ты создал сиквелы из желания повторить успех? Не думал, что тебя поэтому могут сравнить с Жорой Крыжовниковым?

Я не согласен, что мои фильмы похожи на крыжовниковские, за исключением первого «Гуляй, Васи!», который был ответом на реакцию общества на «Горько!». Тогда я скорее захотел этой славы, этих денег, потому стал более лояльным к требованиям широкой аудитории. «Неадекватные люди 2» не имеют никакой связи с работами Крыжовникова и с ожиданиями аудитории.

Когда делают продолжения, пытаются повторить формулу успеха первого фильма, а в «Неадекватных людях 2» ты многое меняешь. Почему?

Наверно ты, и многие критики ищут индустриальные мотивы в моих действиях, но я живу по своим законам и думаю о том, как смогу донести продукт. Если он не имеет яркой концепции, а является экспериментальным, то я запаковываю такую необычную историю под предыдущий бренд, чтобы люди пришли и посмотрели. Потому что без поддержки бренда люди никогда бы не пришли в кино на такое радикально новое.

Нет ли тогда страха, что историю не примут? Тема репрезентации сейчас актуальна, а ты — мужчина, который снимает историю про женщину и показывает ее иногда слабой, иногда сильной.

Я усидел на обоих стульях. По всем признакам это кино крайне феминистское кино, а основной посыл противоположный: если бы героиня не предприняла попытки познать себя и следовать своим желаниям вопреки социальным устоям, то так бы она и осталась «борщеваркой», и всё было бы хорошо. Сейчас возникают конфликты между группами влияния minorities (меньшинства) и majorities (большинства), уже непонятно кто на кого давит, потому что Голливуд находится под воздействием влияний, которые раньше воспринимались как локальные и «ущербные». Мне смешно все это.

Изменил ли тебя карантинный год?

Трудно так отрицать другие факторы и учитывать только общую геополитическую обстановку. Было очень много личных моментов в взаимоотношении с людьми, мне карантин принес больше пользы, чем вреда. Во-первых, для меня фактически ничего не изменилось, во-вторых, я не люблю людей. Я люблю их, как индивидуумов, в целом и глобально, но в среднем знаменателе они мне не особо нравятся, потому что все пытаются от тебя чего-то добиться. Мне понравилась ситуация пост-апокалиптического пространства, где все вдруг изменилось. А поскольку я тот человек, которому постоянно наскучивают одни и те же вещи, для меня это было переменой общего настроения. К тому же люди на карантине стали более охочие до общения. Поэтому мне понравился карантин, так как я устал от старого порядка мира.

Ты доволен своим новым шагом, продолжением «Неадекватных людей»?

Да, каждый раз, когда ты делаешь новое кино, это ситуация hit and miss (попадание и промах), потому что можешь вкладывать много усилий, а получить ничто или что-то очень плохое. Либо действительно делаешь что-то по наитию, думаешь, что будет провал, а оно вдруг обрастает обстоятельствами, которое превращает что-то, что нравится людям. Ты от этого начинаешь заряжаться продолжаешь работу над проектом и довершаешь его.  «Неадекватные люди 2» — это второй вариант. Я не верил в этот эксперимент, мне было пофигу, что фильм не похож на другую часть, а он неожиданно сработал, и мы создали гипердраматичное, новое кино с новыми законами и новой структурой.

Это сделало тебя счастливым?

Да, настолько счастливым, что прошлые проекты, в которые я вкладывал всю душу, и находили отклик у зрителей, они делали меня несчастным. В новое кино я не вкладывал ничего, а оно сделало меня настолько счастливым, насколько предыдущие несчастным.

Режиссеры часто говорят, что во время работы над одним проектом, думаешь о следующем. Знаешь ли, что будешь делать дальше?

Параллельно «Неадекватным людям 2» делался второй сиквел «Гуляй, Вася! 2», более жанровое кино, но тоже есть много философских мыслей. Это не просто кино просто посмеяться, там тема капиталистического мира, это очень антиконсьюмерическая картина. Поскольку 80% происходит на Бали, фильм про людей, которые отказываются от своих потребностей, понимают цену деньгам, что overspending (перепотребление) и шопинг деструктивны, поэтому они воссоединяются с природой. Это кино мне не менее дорого, и все эти мысли параллельно развиваются. За время работы я научился посвящать свободное время «светлым» идеям, когда я хочу делать что-то прекрасное и оставить те мысли, которые недостаточно выражены в современном кинематографе. Ответом на твой вопрос будет – когда я работаю, то пытаюсь понять, что является актуальным и что надо восполнить, что не эксплуатированно до клише и уровня «не могу». Антиконсьюмеризм не особо был где-то вообще использован.

Ты говоришь, что автор отвечает на вопросы, а считаешь ли ты себя режиссером авторского кино?

Авторское очень часто путают с фестивальным, фильмы Кристофера Нолана – авторское кино и абсолютный мейнстрим; мое кино авторское, особенно в таких фильмах, где ясно мелькает идея. На самом деле я немножко лукавлю, потому что иногда получается реализовать идеи, а иногда нет. Когда получается, тогда я говорю, что «Такая задумка была». Когда нет, то: «А чего вы хотели, я творю что хочу, *** (отстаньте) — это эксперимент».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: