Сначала всё идёт как по маслу: предвосхищение встречи, внутренняя радость, счастливые улыбки на лицах. Покупаются билеты и наряды, обсуждаются планы, обдумываются подарки. ​Маринуются курица, индейка, рыба, лепятся пельмени, охлаждаются напитки. Вот, думает один, сейчас приеду, посидим, поговорим. Вот, думает другая, я буду умнее, корректнее, проще. Вот, думает третий, я поработал над ошибками, сделал выводы, никому не позволю вывести меня из себя. Вот, думает четвёртая, это же родители, братья, сёстры, их семьи. Вот, думает пятый, решено, никаких конфликтов, ссор, обид. А потом скелеты начинают падать со всех шкафов. Безудержно, резво, оптом. Весело позвякивая всем, чем только можно.

 

1. «Август» (США, 2013)

У главного героя нового сериала Бондарчука «Псих» пропала жена, а у семейства Уэстонов – глава. Муж и отец. Жена, дочери, их супруги, дети, любовники и друзья собираются за одним столом, чтобы попытаться разобраться в случившемся. Вернее, выяснить отношения. В программе от режиссёра Джона Уэллса: битьё посуды, литры алкоголя, угрозы, обвинения и (как всегда) потрясающая Мэрил Стрип.

2. «Правда» (Япония, Франция, Швейцария, 2019)

Фабьен (Катрин Денёв) – кинодива, что не терпит возражений. Она умеет красиво говорить и выразительно молчать, играть на публику, играючи ставить окружающих в неловкое положение. Совсем скоро женщина выпустит мемуары под названием «Правда». Но семья готова с ней поспорить. Мощное противостояние Денёв и Жюльет Бинош в роли дочери Фабьен, долгие разговоры о творчестве, семье, эгоизме и неумении делить свой успех от режиссёра Хирокадзу Корээды, снявшего «Магазинных воришек» и «После жизни». 

3. «Мальмкрог» (Румыния, Сербия, Босния и Герцеговина, Швеция, Швейцария, Северная Македония, 2020)

Здесь могла бы быть «Сьераневада» всё того же Кристи Пую, но, думаю, вы её посмотрите (или уже посмотрели) ещё до «Мальмкрога». Потому что браться за новую трёхчасовую работу мятежного румына без предварительной тренировки – идея довольно опасная. В «Сьераневаде» многочисленные родственники собирались за столом на поминках (а потом рассуждали на всякие разные темы), в «Мальмкроге» – на Рождество. И не родственники, а малознакомые люди из элиты. Ещё раз посмотрите на тайминг, подумайте, попробуйте. Не получилось – ничего страшного, новогодние каникулы длинны и спокойны.

4. «Это всего лишь конец света» (Франция, Канада, 2016)

Когда уезжаешь из родного дома во взрослую жизнь – никогда не знаешь дат своего возвращения. Тебя затягивают заботы и открытия, новые имена и свежие возможности, города, люди, путешествия. Прошлое – нечто абстрактное и далёкое, настоящее – то, что возбуждает и вдохновляет. Луи (Гаспар Ульель) возвращается в семью спустя 12 лет (режиссёр – любимец публики Ксавье Долан). Он – успешный писатель, молод, знаменит, интересен. И болен. Луи приехал с одной простой целью – сообщить о недуге родным. И пережить свой конец света.

5. «Холостые выстрелы» (Италия, 2010)

В Италии мне всегда кажется, что кто-то постоянно с кем-то ругается. Говорят громко, активно, напористо. Широко машут руками, топают, стучат собеседнику в грудь. А потом они братаются и вместе пьют вино. Огромная семья собирается на торжественном обеде: вот-вот войдёт в свои права новый глава семейного бизнеса, красавец Антонио (Алессандро Прециози). Всё бы ничего, но он, этот новоиспечённый глава, решает всех огорошить новостью о своей нетрадиционной сексуальной ориентации. Атмосферное и очень бойкое кино Ферзана Озпетека, переносящее прямиком на узенькие итальянские улочки, что залиты солнцем. ​ ​

6. «Чёрный дрозд» (Великобритания, США, 2019)

Светлый и невероятно корректный фильм Роджера Мишелла, удивляющий своей простотой. Лили (Сьюзен Сарандон) – женщина, приятная во всех отношениях. У неё и любящий муж, и большой дом, и отменное чувство вкуса. Дети выросли, проблем нет, все заняты своими делами. В один прекрасный год она решает отпраздновать Рождество жарким летом: собрать всю семью, нарядить ёлку, приготовить праздничный ужин. У неё нет ни страхов, ни тайн, ни секретов. Вернее, есть один: в шкафчике на кухне уже приготовлено лекарство, которое женщина выпьет на утро после персонального Рождества.

7. «Хэппи-энд» (Германия, Австрия, Франция, 2017)

Михаэль Ханеке – человек, удивительно чувствующий диалоги, автор, в фильмы которого нужно не только всматриваться, но и вслушиваться. Не пропускать ни слова, ни запятой, ни интонации. Он, бесстрашно и спокойно говорящий и про эвтаназию, и про любовь, не стесняется быть тихим, невозмутимым, «ровным». И в этом невероятно сильным. Богатый клан собирается за одним столом, пьёт вино, разглагольствует о жизни. Никто ничего не чувствует, никто ничего не хочет, никто ничего не слышит. И никто никого не любит.

8. «Падение» (США, 2019)

Несколько наивный режиссёрский дебют Вигго Мортенсена, построенный на воспоминаниях, перелопачивании прошлого, вспышках памяти. Джон (сам Мортенсен) привозит в свой дом, где они живут с партнёром Эриком (Терри Чен) и приёмной дочерью, отца (Лэнс Хенриксен). Человека невероятно сварливого, колкого, агрессивного. Любящего обвинять, проклинать, отпускать пошлые шуточки. Смогут ли эти ребята ужиться вместе? Или идея изначально обречена на провал?

9. «Привет семье!» (США, 2005)

Мередит (Сара Джессика Паркер) – уверенная в себе бизнесвумен, что постоянно всё контролирует, организовывает, отвечает на телефонные звонки в режиме нон-стоп. Носит блузки, узкие юбки и каблуки. Её жених Эверетт (Дермот Малруни) – парень в рубашке и при галстуке (надо соответствовать!). На Рождество он решает познакомить семью – шумную, бойкую, своеобразную – со степенной возлюбленной. Отчаянно, безумно, весело и бесповоротно. Фильм Томаса Безучи – тёплое кино для одного из романтических вечеров во время долгих зимних праздников.

10. «У них всё хорошо» (Италия, Франция, 1990)

Не про застолье, но про попытку собрать всю семью вместе, не про реальность, но про желание казаться лучше, не про скандал, но про открытие детей заново. Каждый из нас не хочет огорчать родителей: рассказывать про финансовые трудности, проблемы, конфликты. Про обиды, разочарования, травмы. Про то, что не получается, как ни пыхти, стать лучшей версией себя. Версией, о которой так мечтали отец и мама. В трогательном фильме Джузеппе Торнаторе Маттео (Марчелло Мастроянни) выдвигается из Сицилии в центр страны, чтобы повидать своих взрослых детей, рассказать попутчикам об их успехах, убедиться в том, что он – отличный родитель. И задача деток – не ударить в грязь лицом. Потому что у них, по мнению папы, всё хорошо.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: