В прокат вышел долгожданный третий фильм Ренаты Литвиновой. Она собрала всех звезд: костюмы ей делал Демна Гвасалия, музыку написала Земфира, а главные роли сыграли Антон Шагин, Никита Кукушкин и Софья Эрнст. Дмитрий Елагин разбирает, какие мотивы из прошлых работ продолжаются в «Северном ветре», что режиссер взяла от Киры Муратовой и художников-импрессионистов, и как в истории одной семьи отразилось прошлое целой страны.
КРАТКО:
Иногда на историю своей страны тяжело смотреть. Она наполнена убийствами, ложью, показывает людей не с лучшей стороны. Художники могут ностальгировать по прошлому, убирать негативное и переделывать образ или придумывать что-то новое. В позднем СССР режиссеры возвращались во времена до революции, чтобы найти то, что потеряли: изысканность и тонкость душ, оторванность от проблем социума и настоящий аристократизм. Некоторые современные авторы воспринимают советское прошлое в виде глубокой травмы, которая сломала нацию, к ней возвращаются только с вилами в руках. Рената Литвинова идет по другому пути и создает параллельную вселенную, где Зимний дворец никто не брал, а из-за войн главами могущественного Северного клана стали женщины. Воцарился матриархат, но только в ожидании того мужчины, который должен вернуться и позвонить по телефону.
ПОДРОБНО:
В «Богиня: как я полюбила» (2004) и «Последняя сказка Риты» (2012) Ренаты Литвиновой существовали земной и загробный мир, которые разделяло зеркало. Оно же, покрытое копотью или разбитое, становится главной деталью «Северного ветра». Но до финала не существует никакой объективной реальности, нет современных машин и зданий, семейство живет в дореволюционной, большой усадьбе и наслаждается дворянскими блюдами. Духовным учителем Ренаты Литвиновой стала режиссер Кира Муратова, поэтому ее след виден в театральных, сюрреалистических декорациях и особой, бытовой поверхностности. В этом нет ничего плохого, простой взгляд часто открывает истинную природу вещей без избыточных философских разговоров. СССР и Россия Муратовой – особые страны, где непошлый изыск есть в каждом человеке. С похожего начала Литвинова, но ее герои-путешественники отправляются куда-то за пределы жизни, в гнетущей реальности алкоголя, наркотиков и смертей им плохо. «Северный ветер» снят в параллельном пространстве, потому зеркала либо разбиты, либо покрыты винтажным налетом. Героям не надо смотреть на себя в отражение, они не хотят понять окружающий их мир – важнее смотрящий, он отражается в фильме, ему Литвинова загадывает загадки.
В самом начале появляется огромное панорамное зеркало, оно напоминает о великой импрессионисткой картине «Бар в “Фоли-Бержер”» Эдуарда Мане. Зеркало находится сзади за официанткой, но почему-то отражает другой момент времени. Так художник создает чувство неустойчивости времени и оторванности от события, из-за чего красочное пиршество в отражении вызывает меланхолию. «Северный ветер» так же запечатлел невозможную, но реалистичную историю страны. Мелькают знакомые символы: слова о двух войнах, бой кремлевских курантов, меняющиеся по ходу фильма костюмы, созданные Демной Гвасалии (креативный директор модного дома Balenciaga) и старые вагоны метро в финале.
Исторический подтекст картины напоминает о великом фильме Лукино Висконти «Гибель богов» (1969), где медленно разрушается влиятельная династия владельцев сталелитейных заводов. В «Гибели» смертельным зерном стал фашизм, внешние обстоятельства – в «Северном ветре» умирает невеста сына, боль идет изнутри. В кинематографе Литвиновой потеря возлюбленного запускает механизм медленного разложения души, которое ничем не остановить, так как ушедших уже не вернуть. Члены Северного клана постепенно исчезают, спрятанные в полях деньги гниют, а Маргарита (Рената Литвинова) с сыном Бенедиктом (Антон Шагин) продолжают любить.
В русском языке слово «страна» женского рода, а мотив смерти главы семейства-мужчины напоминает о годах правления императриц в России. Поэтому легко сопоставить времена: до смерти невесты царская империя, после СССР и к концу Россия. Меняется одежда от дореволюционной до современной; сначала все пьют игристое вино, во время бедности водку, а в конце героиня одна — шампанское с кучей таблеток; после первой новогодней ночи шикарная усадьба начинает разрушаться и разлагаться, Маргарита переезжает жить в светлую квартиру — «Северный ветер» удачно делится на три части. Хотя умерла страна, исчезли все родственники, но любовь побеждает смерть: Бенедикт все же взлетает на старом самолете в небо к своей стюардессе, а Маргарита возвращается в наш мир, где любимый может быть жив. Все будет хорошо, потому что злое альтер-эго вернулось в Зазеркалье («Богиня: как я полюбила»), огромная статуя дала знак жизни («Последняя сказка Риты»), а от проклятой магии особенного, тринадцатого часто можно отречься. Для счастья он не нужен.