Якутское кино – тренд российских кинофестивалей последних лет. В дальнем от столиц регионе много лет существует национальная кинематография, создающая фильмы для жителей своего региона. Популярность местных картин выразилась в создании онлайн-кинотеатра «Sakhamovie», а высокий художественный уровень – в участии на главных российских кинофестивалях. «Пугало» Дмитрия Давыдова победило на «Кинотавре» в Сочи в 2020 году. Дмитрий Елагин объясняет, чем героиня режиссера Давыдова похожа на «золотые сердца» Триера, и как он отражает социальные проблемы региона.

КРАТКО:

Выход «Пугала» в прокат – важное событие для российского кинематографа. Это культурный слом невидимых границ между киноискусством Москвы, Санкт-Петербурга и остальных регионов. При этом Дмитрий Давыдов не сделал фильм «на продажу», а освещает близкую его региону проблему кризиса деревенского образа жизни.

ПОДРОБНО:

Она знахарка в деревне, последняя инстанция для жителей: лечит импотенцию, помогает забеременеть и принимает роды, когда научная медицина не помогает. Но вне ее дома женщину презирают, выгоняют из магазина, избивают и оплевывают. Для Пугала (прекрасная Валентина Романова-Чыскыырай) магические способности помогать людям – проклятие, душевная и физическая боль после каждого ритуала. Поэтому после спиритических актов она напивается до забытья.

Дмитрий Давыдов («Костер на ветру», 2016; «Нет бога кроме меня», 2019) снимает кино о людях с камнем в груди и обществе, злящемся и разлагающемся. В предыдущей картине «Нет бога кроме меня» (2019) сына с больной матерью выгоняют из деревни в город, так как она из-за старческой деменции может причинить жителям вред. Такой конфликт личного и общественного был в незавершенной трилогии USA Ларса фон Триера, где в «Догвилле» (2003) над Грейс (Николь Кидман) издевался, но и использовал весь городок. Но если Грейс высокомерна, то сердце Пугала «золотое», как у героинь трилогии «золотого сердца» («Идиоты», «Рассекая волны» и «Танцующая в темноте»): она жертвует собой, не прося ничего ничего взамен. Но идейно произведение Давыдова отличается от картин Триера этнографической проблематикой. У его коллеги Степана Бурнашева в «Черном снеге» (2020; победитель кинофестиваля в Выборге и монтажер «Пугала») традиционный устой якутов разрушает капитализм, плод европейской урбанизации. Дмитрий Давыдов тоже показывает город местом зла, но отвергает систему мышления, где одни плохие из-за связи с чужеродным влиянием, а находит проблемы внутри своего общества.

Автор испытывает его женщиной, не входящей в их рамки нормальности. Первое отличие Пугала в отказе от типичной женственности: она напивается водкой, ходит в мешковатой одежде, ее седеющие волосы не убраны в прическу. Второе – связь с потусторонним, темным миром, которого все боятся. Во время помощи людям она впускает в себя духов, но потом мучается от этого – добро для других оказывается психологической и физической болью для нее. 

В «Пугале» Давыдов использует древние коды, выраженные различными жидкостями, передающими хтоническое, добожественное начало. Поэтому героиня плюет, блюет, делает минет и куннилингус, из рта течет кровь и проливается водка. Эти духи не знают добросердечности, говорят на языке тела и заставляют платить за все. Причины Пугала помогать мы видим в первых, ключевых кадрах: женщина стоит посреди заснеженного поля с раскинутыми в стороны руками, слышны карканья ворон и ее рваное дыхание. Пролог точно передает ее образ – она была рождена для спасения и готова принять боль других на себя. Но Пугало не нужна обществу – в этом социальная критика Дмитрия Давыдова. Оказывается, что якутский народ не отличается от американского или любого другого, а также скалится на все незнакомое и чуждое, готово сразу выкинуть человека после использования. Жестокий, но честный приговор людям без сердец.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: