Отложенная с февраля премия «Оскар» наконец пройдет 25 апреля (26 апреля в России). Для американского общества искусство не существует вне политики и этики, и это ярко видно на примере церемонии 2017 года. В 2016 году случился скандал, когда жена Уилла Смита обвинила комитет в расизме, и хэштег #OscarsSoWhite выбился в тренды соцсетей. Реакция была прямой – множество номинаций для афроамериканцев на следующий год. Также премия отличается разнообразием (английское слово diversity): так в номинации за лучшую режиссуру с американцами соревнуются китаянка (Хлоя Чжао с «Землей кочевников), датчанин (Томас Винтерберг с «Ещё по одной») и кореец (Ли Айзек Чун с «Минари»). Поэтому следить за её исходом будет особенно интересно, победит ли верховенство эстетики, или падет перед требованиями репрезентации и равенства. Дмитрий Елагин рассказывает, кто скорее всего победит в главных категориях, и кому следовало бы отдать награду.
- 1. Лучший фильм года
- 2. Лучшая режиссура
- 3. Лучшая женская роль
- 4. Лучшая мужская роль
- 5. Лучший анимационный полнометражный фильм
Лучший фильм года
- «Отец» (реж. Флориан Зеллер)
- «Иуда и черный мессия» (реж. Шака Кинг)
- «Манк» (реж. Дэвид Финчер)
- «Минари» (реж. Ли Айзек Чун)
- «Земля кочевников» (реж. Хлоя Чжао)
- «Девушка, подающая надежды» (реж. Эмиральд Феннел)
- «Звук металла» (реж. Дариус Мардер)
- «Суд над чикагской семеркой» (реж. Аарон Соркин)
Кто победит — «Суд над чикагской семеркой»
Кто должен победить — «Земля кочевников»
В прошлом году по всей территории США шли демонстрации, вызванные убийством Джорджа Флойда. Борьба граждан велась не столько за отдельных персон, сколько против системы, где полиция проявляет насилие к протестующим, а суды потом покрывают «своих». Как раз об этом — «Суд над чикагской семеркой», который к тому же является судебной драмой, любимым в американском кино поджанром. На этом новостном фоне «Земля кочевников» теряется наравне с «Минари», как кино вне временных рамок. Хотя Чжао вводит социальный контекст (образ заброшенного города, маленькие пенсии и прочее), её картина сложнее «Суда». Она поднимает тяжелую для психологии и философии тему принятия смерти, которая разрешается не пафосными речами, а множеством встреч со случайными незнакомцами. Поэтому скорее всего голоса аполитичных членов академии поделятся между «Минари» и «Землей кочевников», а большинство уйдет «Суду над чикагской семеркой», объединившему разные социальные и идеологические группы.
![](https://img.youtube.com/vi/cy_lBBpOUFA/mqdefault.jpg)
Лучшая режиссура
- Томас Винтерберг («Еще по одной»)
- Дэвид Финчер («Манк»)
- Ли Айзек Чун («Минари»)
- Хлоя Чжао («Земля кочевников»)
- Эмеральд Феннел («Девушка, подающая надежды»)
Кто победит — Хлоя Чжао
Кто должен победить — Хлоя Чжао
Среди всех номинантов Хлоя Чжао — единственная, кто взращивает собственный киноязык. Её метод можно сравнить с методом итальянских неореалистов, но её цель — не найти социальный нерв и выяснить проблемы общества, а исследовать психологию простого американца. Герои её прошлых фильмов («Песни, которым научили меня мои братья», «Наездник») стремились к мечтам, которые разрушали их жили. В «Земле кочевников» она переходит на новый идейный уровень, где успех перестал быть целью жизни американцев, потому меняет киноправду сценария на правду жизни, путь искренности. Сложная стратегия, но вознаграждающая сполна.
![](https://img.youtube.com/vi/D0lJAv9WCSA/mqdefault.jpg)
Лучшая женская роль
- Виола Дэвис («Ма Рейни: Мать блюза»)
- Андра Дэй («Соединенные Штаты против Билли Холидей»)
- Ванесса Кирби («Фрагменты женщины»)
- Фрэнсис Макдорманд («Земля кочевников»)
- Кэри Маллиган («Девушка, подающая надежды»)
Кто победит — Кэри Маллиган
Кто должен победить — Ванесса Кирби
За Маллиган закрепился образ красивой «куколки» из-за очень популярных «Драйва» (2011) и «Великого Гэтсби» (2013). В «Девушке...» 34-летняя актриса использует свои прошлые амплуа для образа мстительницы, которая притворяется пьяной и приманивает «хороших» парней, чтобы во время попытки изнасилования «отрезвить» их. Хотя Кэри Маллиган не остра в своей игре, на протяжении фильма её героиня меняет маски, которые показывают талант исполнительницы. Роль Ванессы Кирби сложнее, потому что на протяжении двух часов она минимумом мимики и жестов выражает тяжелейшее переживание потери новорожденного ребенка. Если «Девушка...» разбивается на сцены с разным настроением, что облегчает игру, то «Фрагменты...» представляют долгую линию, где женщина не может ни на секунду сфальшивить, потому что её лицо, её внутренние переживания — в центре внимания.
![](https://img.youtube.com/vi/s6Fro6eYjb4/mqdefault.jpg)
Лучшая мужская роль
- Риз Ахмед («Звук металла»)
- Чедвик Боузман («Ма Рейни: Мать блюза»)
- Гари Олдман («Манк»)
- Энтони Хопкинс («Отец»)
- Стивен Ён («Минари»)
Кто победит — Чедвик Боузман
Кто должен победить — Чедвик Боузман
Чедвик Боузман стал для афроамериканцев символом гордости после «Черной пантеры» (2018). Его смерть в прошлом году поразила Америку, учитывая как актеру прочили большое будущее в кинематографе. В «Ма Рейни: Мать блюза» (2020) он до неузнаваемости преображается в заносчивого парня Ливи, чей образ полон мелких жестов и мимики. Ничего не осталось от предыдущей каменной роли супергероя, Боузман стал другим человеком в новой роли, за что уже получил важную для американской индустрии премию «Золотой глобус» за лучшую мужскую роль в драматическом фильме. На горизонте «Оскар».
![](https://img.youtube.com/vi/CrmfSDuFXnM/mqdefault.jpg)
Лучший анимационный полнометражный фильм
- «Вперед» (реж. Дэн Скэнлон, студии Walt Disney Pictures, Pixar)
- «Путешествие на Луну» (реж. Глен Клин, студия Netflix Animation)
- «Барашек Шон: Фермагеддон» (реж. Уилл Бечер, Ричард Фелан, студия Aardman Animations)
- «Душа» (реж. Пит Доктер, студии Walt Disney Pictures, Pixar)
- «Легенда о волках» (реж. Томм Мур, Росс Стюарт, студии Cartoon Saloon, Mélusine)
Кто победит — «Душа»
Кто должен победить — «Душа»
Редко студии Disney может кто-то противостоять. Тем более, когда в номинации картина Пита Доктора, уже дважды получившего «Оскар» за «Вверх» (2009) и «Головоломку» (2015). В отличие от остальных режиссеров Доктер не боится экспериментировать и ступать на неизведанные территории: раз за разом касается темы смерти и расставания с близкими людьми, а в «Душе» изучает строение и идею судьбы. Хотя фильм далек от идеала, Доктеру удалось вдохнуть во взрослых любовь к жизни.
![](https://img.youtube.com/vi/vsb8762mE6Q/mqdefault.jpg)