В прокат вышел «Новый порядок» Мишеля Франко, завоевавший особый приз жюри на прошлогоднем кинофестивале в Венеции. Режиссер взял актуальную тему беспорядков на фоне расовой сегрегации и классового неравенства, но не принял ничью сторону. Дмитрий Елагин рассказывает, зачем работа Франко уничтожает принципы морали.
Кратко:
«Новый порядок» бессердечен и точен. Мишель Франко видит человека пустым существом, которое действует из обстоятельств или мелочных желаний. Нужно убить ради денег — убьет, нужно подставить кого-то ради собственной безопасности — подставит. Поэтому название фильма — большая издевка. Порядок не изменился.
Подробно:
Гуманисты желают, чтобы не было войн и жестокостей, но история складывается по-другому. За немыслимыми ужасами второй мировой войны был Вьетнам, распад Югославии, чеченские войны и так далее. Военный взгляд не видит человеческую жизнь большой ценностью, она превращается в одну единицу из многих, личность растворяется в массе. «Новый порядок» у Мишеля Франко воцаряется не после войны, а краткого восстания на почве расизма и классовой сегрегации. Небольшой временной отрезок позволяет режиссеру зарядить произведение бешеной энергией, где события быстро сменяют друг друга и приходят к завершению.
Богатая свадьба, белокожая блондинка Мариана выходит замуж, она одета в красный костюм. По радио слышны новости о протестах, летают вертолеты, из крана потекла ярко-зеленая вода, опоздавшую гостью облили зеленой краской. Хотя Мишель Франко против любых точных интерпретаций «Нового порядка», красный, белый и зеленый образуют триколор флага Мексики. В доме и за его границами общество разделено, «белые» дают «белым» взятки, удерживают власть, а местному населению приходится работать слугами. Поэтому, когда восстание доходит до свадьбы, они без малейшего сомнения пускают пули в хозяев.
Мишель Франко создал живой киномир и ничего не объясняет словами, потому что они не требуется. Люди восстали из-за бедности и систематического угнетения, они убивают и грабят богачей — их жестоко подавляют военные, которые сами не против нажиться на жертвах. Водоворот событий Мишель Франко показывает отстраненно, как Михаэль Ханеке (двукратный обладатель «Золотой пальмовой ветви» фестиваля в Каннах). Его камера редко снимает под углом, выбирает спокойные общие, средние планы, редко движется и панорамирует. Но яркая цветовая палитра и экспрессивный звуковой ряд провоцируют на эмоции, выводят из состояния спокойствия. Ханеке поражает отсутствием чувств, а Франко колит бесчувственностью людей.
Ужасные конфликты происходят постоянно, поэтому «Новый порядок» — кино не реакционное, а подводящее черту под моделью поведения человека. Отстраняя, Франко показывает как государство становится тоталитарным, как власть от демократического правительства переходит к военным, как практики национал-социалистической Германии возвращаются, а телевизионная пропаганда вещает, что в других странах восстания подавляли еще жестче. Режиссер одевает Мариану в красный костюм, не потому что она избранная из-за доброго сердца, а помечает ее ярким цветом для ориентации в фильме. Ни к ней, ни к кому другому автор не выражает ни ненависти, ни симпатии — все часть единой мясорубки, не знающей морали. Похожий, отстраненный взгляд на беспорядки был в «Роме» (2018) Альфонса Куарона («Гравитация», «И твою маму тоже»): там они помешали служанке-мексиканке родить ребенка. Сентиментализма и идей о будущем у Франко нет, потому что будущего нет, земля была бесплодной, она таковой осталась. Спрашивали сыновья у богатых родителей разрешение на каждое действие — будут спрашивать; приходилось за малые деньги трудиться коренным мексиканцам — продолжат. Изменившейся порядок не новый, лишь усиленный старый. Это страшный приговор для человека Мишель Франко делает, не чтобы испугать, а скорее задать вопрос: «Как быть, если мир в огне?» Ответа от режиссёра нет, он предлагает всмотреться в «Новый порядок» и увидеть тот ненавистный элемент, который надо искоренить в жизни.