Картины, основанные на фактах из жизни, — всегда балансирование на грани, турбулентность, проход по тонкому льду. У каждого события есть разные точки зрения, острые углы, подробности, о которых не все хотят помнить. Играть Главных Героев — почётно и страшно, говорить о том, что на самом деле произошло, — опасно и здорово. Эта подборка — 10 лент, основанных на биографиях реальных людей. Музыкантов, фотографов, политиков, хореографов. Тех, кого мы знаем. Тех, кого мы не знаем. Или думаем, что знаем.

1. «Великий» (США, Великобритания, ОАЭ, 2020)

Юджин Смит — фотожурналист, чьими снимками восторгался и восторгается весь мир. Его работы пугают своей честностью, беспощадностью и хлёсткостью. Он не боялся пробовать, экспериментировать, быть неудобным. В масштабной картине Эндрю Левитаса Смит, которого сыграл Джонни Депп (уже интересно!), отправляется в Японию, где из-за сбросов в воду отходов люди повально болеют и умирают. Но кому-то ведь это выгодно? 

2. «Серые сады» (США, 2009)

Любая красота рано или поздно закончится, всякий расцвет пойдёт на убыль. Лица стареют, золото меркнет, роскошные поместья приходят в упадок. Но память — то, что не даёт покоя. Когда-то у них было всё: деньги, планы, возможности. Потом это «всё» рухнуло в один миг. А надежда и привычки остались. Неординарное кино Майкла Сакси — эстетика упадка, путешествие по волнам прошлого, дорога от зёрнышка до высохшей коряги.

3. «Доктор Лиза» (Россия, 2020)

Елизавета Глинка — человек, про которого в России слышал, кажется, каждый. Женщина огромной силы, врач, что хотел помочь каждому, борец за справедливость. Картина Оксаны Карас — фильм-наблюдение за одним днём из жизни Доктора Лизы (Чулпан Хаматова). За днём, в котором есть и личное, и публичное, и своё и чужое. И чужое как своё.

4. «Моди» (Ирландия, Канада, 2016)

Картины Мод Льюис — сочетание детскости и желания жить, яркости и понимания чего-то особенного про наш мир. Они — пёстрые и жизнеутверждающие — раздражают, удивляют, притягивают внимание. В центре фильма Эшлин Уолш роман между замкнутым Эвереттом (Итан Хоук) и его горничной Моди (Салли Хокинс). Добрая история о встречах, что меняют нас навсегда, о любви, появляющейся внезапно, о внутренней красоте, которую мы так часто не хотим замечать.

5. «Фосси/Вердон» (США, 2019)

Страсть, свобода, нежность и позы. Боб Фосси — человек, подаривший миру «Кабаре», «Весь этот джаз», «Ленни»; Гвен Вердон — танцовщица и хореограф, которой рукоплескал весь Бродвей. Они — такие разные и такие похожие — одно целое, что бурлит, взрывается, ругается и любит. Каждая их репетиция — брызги шампанского, всякий танец — искры, вечер — попытки не быть одинокими. Восемь серий от нескольких режиссёров — общая попытка понять одну из самых ярких пар прошлого века.

6. «Брат Дэян» (Сербия, Россия, 2015)

Без называния имён, но с чётким понимаем того, о ком идёт речь (режиссёр — Бакур Бакурадзе). Дэян (Марко Николич) живёт затворником в сербской глубинке. Смотрит на природу, говорит с соседями, пьёт кофе и ракию. Изредка вспоминает прошлое: войну, бомбёжки, взрывы. Размышляет, рассуждает, понимает, что очень скоро за ним придут. Кстати, несколько дней назад суд в Гааге отклонил апелляцию защиты генерала Ратко Младича, обвинённого в геноциде боснийского народа.

7. «Ма Рейни: Мать блюза» (США, 2020)

Двадцатые годы прошлого века. В Чикаго записывается новый альбом Ма Рейни (Виола Дэвис) — певицы свободолюбивой, дерзкой, знающей себе цену (режиссёр — Джордж Вульф). Она — яркая и броская — диктует свои условия: трубы должны звучать вот так, микрофонам положено стоять здесь. Потому что я так сказала. А параллельно её коллектив рассуждает о политике, жизни, страхах и прошлом. Своём и общем.

8. «Фассбиндер» (Германия, 2020)

Смотреть эту картину Оскара Рёлера столь интересно, сколь невыносимо. Как и ленты Райнера Вернера Фассбиндера. В него мало кто верил, но он добился своего, он хотел успеть всё, но прожил чудовищно мало. Не стоит больше терять ни минуты.

9. «Наш человек в Америке» (Дания, 2020)

Генрик Кауфманн — посол Дании в США во время Второй мировой войны, человек рьяный, своенравный и честный. Он не боялся идти наперекор начальству, выражать свою позицию, говорить открыто и прямо. Без страха перед последствиями. Два часа наблюдения за его жизнью (режиссёр — Кристина Розендаль), два часа удивительной истории о позициях и мнениях, два часа, после которых ещё несколько дней споришь об увиденном.

10. «Соединённые Штаты против Билли Холидей» (США, 2021)

Фильм странный, но пронзительный, скомканный, но яркий, не самый удачный, но заслуживающий внимания. У Билли (Андра Дэй) серьёзные проблемы (режиссёр — Ли Дэниелс). И с наркотиками, и с миром, и с самой собой. Она — невероятно талантливая — хочет славы, признания и равноправия. Но в сороковые годы у темнокожей девушки нет на это почти никаких шансов. Её обвиняют в разных грехах, а она поёт, её бьют, а она поёт, ей запрещают, а она поёт. И тогда, и вчера, и сегодня.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: