17 июня в прокат выходит триллер «Аффект» с Беном Уишоу («Парфюмер»), получившем награду за лучшую мужскую роль на фестивале в Санденде. Он сыграл Джозефа, работающего контролером в аэропорту, которому сильнее и сильнее надоедает рутинная жизнь. О том, в чем «Аффект» Энейла Кария похож на «Седьмой континент» Михаэля Ханеке, и чем отличается, пишет Дмитрий Елагин.
Кратко:
«Аффект» объявляет войну миру строгих правил, предлагает играть с ним. Обокрасть банк, потому что банкомат «съел» карточку, заселиться в отель и сломать все вещи в номере или явиться на свадьбу незнакомцев и успокоить задиру. Но общество всегда сильнее человека.
Подробно:
Джозеф — неприметный парень, он работает контролером в лондонском аэропорте Хитроу и живет в небольшой квартире. Его жизнь пуста: нет семьи, друзей, любимого человека, работа не вдохновляет, осталось только болото из повторяющихся рутинных действий. Стресс постоянно растет из-за осознания бессмысленного существования и приводит к напряжению внутренней психологический струны, которая звонко рвется.
«Аффект» — английский фильм, выражающий дух холодной страны. Её общество до сих пор разделено на классы, каждый член которого «заморожен» в ячейке. Джозеф работает в аэропорту, репрезентирующем жесткие правила и порядки, которым каждый должен подчиняться: никаких улыбок и лишних жестов, все действия по регламенту. В один момент стресс достигает максимума, и Джозеф раскусывает стеклянный стакан, чьи осколки режут ему рот. Ранее неизвестная сильная боль оказалась новым чувством, она дала ему эйфорию свободы, за которым он будет гнаться.
К теме бессмысленности существования режиссеры обращаются постоянно, а ее главным исследователем является двукратный обладатель Золотой Пальмовой Ветви кинофестиваля в Каннах Михаэль Ханеке. Его дебют «Седьмой континент» (1989) основан на газетной истории о суициде зажиточной австрийской семьи. Ханеке не дает ни одной явной причины, почему люди решили твердо закончить жизнь, но многое показывает и дает услышать — гам серого города, мельтешение картинок и шум телевизора, отсутствие искренних чувств у людей. «Континент» оторван от реального мира, Ханеке отстраняет зрителя общими планами и странными ракурсами — режиссер «Аффекта» Анейл Кария наоборот требует соучастия. Он показывает Джозефа на крупных планах, передает его ощущения дрожащей камерой и искажениями звуков. После нарушения правил герой перестал относить к реальности серьёзно, а потому готов изучать границы дозволенного и пробовать новое.
Ханеке и Кария сходятся в одной центральной сцене погрома жилого помещения, но их настроения разные. Австрийцу важна методичность, ненависть к миру вещей, отказ от него, а у англичанина Джозеф превращается в ребенка, который вместо того, чтобы залезть в простыню, распарывает матрац и залезает внутрь. Потом, вернувшись в родительский дом, он идет в свою детскую комнату, раздевается догола и засыпает в одноместной кровати. Подобный эскапизм предлагает режиссер, но его не приемлет общество, требующее игры по взрослым правилам.