24 июня в прокат выходит долгожданный фильм сюрреалиста Квентина Дюпьё «Жвалы». В прошлой работе «Оленья кожа» мужчина влюбился в одежду и шел на все ради нее, а в новой картине бездомный Маню с маменькиным сынком Жаном-Габом находят огромную муху и решают её выдрессировать. О том, почему «Жвалы» напоминают сказки из детства, пишет Дмитрий Елагин.

Кратко:

«Жвалы» — классическая комедия абсурда, где насекомое становится домашним животным у двух дураков. Квентин Дюпьё не стремится к фестивальному или коммерческому успеху, но легким тоном и простым юмором завоевывает зрителей из раза в раз.

Подробно:

Бездомному Маню (Грегуар Людиг) заказали транспортировку какого-то кейса, на доставку он берет друга Жана-Габа (Давид Марсе). Они крадут машину, но в её багажнике обнаруживают гигантскую муху. Почему она такая большая? Кто её туда спрятал? Этими вопросами на задаются два дурака Маню и Жан-Габ, а решают выдрессировать её, чтобы она крала для них деньги из банков.

Квентин Дюпье снимает наивное, но не глупое кино, а «Жвалы» — это сказка о двух дураках. По законам сказок герои не имеют чувств, они не рефлексируют происходящее, а действуют по ситуации, встраиваются в поток жизни. Нет машины — украдем, нет места для ночевки — отберем у старика туристический фургон, нет денег — ограбим супермаркет (все как в «Маше и трех медведях», только для взрослых). При этом двух друзей нельзя назвать бунтарями против буржуазного общества: они недостаточно маргинальны, если сравнить их с героями «Вальсирующих» (1974, Бертран Блие). Жан-Клод (Жерар Депардье) и Пьерро (Патрик Девер) намеренно отстранились от общества, а Маню и Жан-Габ выпали из него из-за ненужности. Но Дюпье не злой режиссер, он в отличие от создателей «Бората», не издевается над своими героями: пусть они глупы, зато искренние; пусть не знают манер, зато не воспользуются девушкой в удобной ситуации. 

Подобна искренность была в предыдущем фильме Квентина Дюпьё «Оленья кожа», где мужчина Джордж влюбился в винтажную кожаную одежду. Почему любовь так сильна, что герой готов пойти на обман — неизвестно, но в этом есть авторская искра, есть истинная чувственность. Через Джорджа режиссер показывает каждого человека, влюблённого вещи, который хочет все больше и больше. В «Жвалах» муха — это мечта простого человека о чуде, которое может случайно оказаться в багажнике угнанной машины. Автор намеренно уходит от натурализма (муха не ест хоботком, а грызет еду, подобно собаке), чтобы легкий тон истории не ушел, потому что он и есть основной посыл фильма. Если жить просто и верить, тогда и муха может озолотить.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: