Редактор «Вашего досуга» Дмитрий Елагин прямо сейчас находится на Каннском фестивале и делится своими краткими заметками о фильмах, которые стоит запомнить, дождаться онлайн или в прокате. В этот раз речь пойдет о картине режиссера Алексея Германа младшего из программы «Особый взгляд».
Обычно кино о кино или об ищущих художниках броское. Но не у Хогг, чье альтер-эго Юлия (Онор Суинтон-Бирн) в первой части собирала воспоминания, формировалась как личность, чтобы к финалу понять, каким хочет снимать кино. Поиск стиля не был основным фокусом истории, в центре внимания были токсичные отношения между героине и героиновым наркоманом Энтони (Том Бёрк), который умирал в финале.
Вторая часть — это попытка Юлии осознать потерю и выразить чувства. Девушка решает снимать свой выпускной фильм в павильоне, повторяющем ее же квартиру, а вместо актрисы на главную роль берет такую же, как она, студентку киношколы. Достояние предыдущей и новой картины Хогг в аскетичности слов и мизансцен. Например, мать Розалинда (Тильда Суинтон) осознаёт беременность дочери, когда слышит, что Юлия резко ушла в туалет и заперлась. Женщина стоит пару секунд, слушает шум и молча уходит, никакой музыки, общий план. Между матерью и дочерью нет диалога о беременности, поэтому нужное напряжение возникает без слов.
Проблема Юлии в том, что она не может выразить чувства вербально, поэтому иногда спотыкается и резко замолкает. не может объяснить съемочной группе, что хочет снять. Девушку успокаивает мать, рассказывая об артефакте из прошлого, некрасивой сахарнице, которую сделала первой из все утвари в доме. Главное — начать, этим она незаметно подбадривают дочь, которая снимает фильм «Сувенир» (souvenir с французского «воспоминание, память») . У Хогг подобная слов не режет ухо, а деталь не выбивается из общего сюжета, так как режиссер ни на что не дает ярких акцентов.
К финалу «Сувенир: Часть 2» оказывается осознанием событий из предыдущей части, которая вспоминается по деталям (дверь с буквой L) и мизансценам. Хогг и Юлия не упиваются чувством ностальгии, а перерабатывают трагическое прошлое в кино, чтобы отпустить его. Их кино — это отработанная жизнь, позволяющее вовремя сказать: «Мотор, стоп, снято». В этом магия.