29 июля в прокат вышел «Основной инстинкт» Пауля Верхувена, продолживший традиции детективов Хичкока и фильмов-нуар. Хотя сейчас в сторону Верхувена направлено много критики из-за объективизации женских героинь, в «Основном инстинкте» персонаж Шерон Стоун доминирует над мужчинами, а вся картина посвящена любви, полной страсти и опасностей. Дмитрий Елагин рассказывает, зачем режиссер использует зеркала и обманывает зрительские ожидания.

Кратко:

В «Основном инстинкте» идеально сочетаются визуальное решение и сюжет. Ложь и манипуляции отражаются в стеклах и зеркалах, сцены секса и убийств дублируются композиционно, чтобы выразить человеческие мании. Пауля Верхувена можно обвинить в объективизации женских героинь, но у него в сексе мужчины и женщина стоят на равных позициях, одновременно ведут друг друга в танце смерти.

Подробно:

Suspension of disbelief — «вера в предлагаемые обстоятельства», без которой невозможно себе представить фокусы, театр и кинематограф. Зрители понимают, что перед ними актеры, а зрелище выдумано, но все равно проникаются чувствами и переживают за героев. На похожем механизме построена любовь, где каждый из партнеров доверяет друг другу. Вера и доверие — чувства, которые могут победить разум. Об этом Пауль Верхувен снял «Основной инстинкт», где любовь танцует со смертью.

Детектив Ник Каррэн (Майкл Дуглас) во время операции случайно убил двух туристов, после этого бросил пить и курить, начал ходить к полицейскому психологу Бет Гарнер (Джинн Трипплхорн) и с ней же заниматься сексом. Будущее Ника было бы светлым, если бы не новое убийство, в котором подозревают автора криминальных детективов Кэтрин Трамелл. Преступление повторяет ключевые детали романа Кэтрин: руки жертвы привязаны шарфом к кровати, тело в порезах от ножа для колки льда.

Пауль Верхувен следует традициям детективов стиля нуар и фильмов Хичкока: от нуара взял элементы декораций (жалюзи, тени и блики на стенах), ночные сцены с сильным дождем, «роковую» блондинку, прожженного детектива и добавил хичкоковские мотивы: историю о двойниках и маниях с запахом сигарет и виски. Но в типичном детективе-нуар преступление совершается ради денег или из-за ревности: Кэтрин досталось богатое наследство от родителей, жертву она не любила — просто занималась сексом, поэтому мотивы подозреваемой выходят за рамки любви и алчности. Режиссер показывает ситуацию открытой игры, где никто не прячет улик, но все не договаривают. Самая известная сцена с допросом это подтверждает — Кэтрин знает, что в комнате будут одни мужчины, она специально надевает короткое платье, чтобы в самый напряженный момент переложить ноги и мельком показать вагину. Женщина привлекательна и опасна, прямолинейна и таинственна, умна и хитра — она бурный коктейль из любви (эроса) и смерти (танатоса), ведущие к двум инстинктам человека. В Нике Кэтрин видит такого же, как и она человека, потому и провоцирует на секс, а он соглашается, чтобы раскрыть преступление. Почему такие меры требуются? Потому что мир вокруг детектива хоть и, кажется, открытым, на деле состоит из лжи: полицейские покрывают друг друга, берут взятки и полны недоверия. Следовательно, чтобы выйти из пузыря — надо нарушить правила.

«Основной инстинкт» — талантливое произведение по многим причинам. Главная — его структура, где сцены и различные элементы повторяют и отражают (в фильме полно зеркал) друг друга. Сначала допрашивают Кэтрин, потом Ника; он в постели идет от груди к промежности, она тоже. Такое строение отражает сюжет, где за одним преступлением оказываются другие очень похожего характера. Но зеркала лгут, так и режиссер обманывает ожидания зрителя, знающего законы детективов. В отличие от других авторов, герои Верхувена не идут мысленно впереди зрителя (как в фильмах/сериалах о Шерлоке или Пуаро), а следуют вместе с ним. Это нужно для создания саспенса (тревожное состояние напряженности), ведь если Ник начинает расследовать дело Кэтрин и становится ее любовником, то и себя он подвергает опасности. По-французски оргазм будет «la petite mort», то есть маленькая смерть — с ней готов встретиться Ник, потому что она возбуждает настоящие чувства.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: