2 сентября в прокат выходит новый фильм из киновселенной Marvel «Шан-Чи и легенда десяти колец». В прошлый раз Disney (ей принадлежит Marvel) не удалось завоевать китайский рынок ремейком «Мулан», теперь же попытка удачная. О том, чем студия пожертвовала ради денег, и почему это опасный прецедент, пишет Дмитрий Елагин.
Кратко:
Пока компания Marvel готовит продолжения истории «Мстителей», она кормит зрителя второстепенными, необязательными историями. Желание сорвать кассу в Китае превратилось в «Шан-Чи и легенда десяти колец», где все подчинено цензуре и отзывам фокус-групп.
Подробно:
В 1920-ые компания Disney постоянно ставила эксперименты, двигала анимационный кинематограф вперед. Но минуло 100 лет, к бюджетам прибавились нули, всем начали править фокус-группы и воля продюсеров. Им что-то не нравится — исправить, таков закон мировой корпорации, которая пытается ублажить как можно больше людей. Пару лет назад перед Disney появилась сладчайшая цель — Китай, лидер по количеству кинотеатров. Много людей = много денег, но есть одна огромная проблема. Это китайская цензура, у которой кроме определенного свода правил (никаких скелетов, секса и чрезмерного насилия) много неофициальных (нельзя упоминать Тибет, события на площади Тяньаньмэнь и другие факты истории, неприятные партии). Первой большой попыткой завоевать Китай стала «Мулан» (2020), получившая тонну критики и призывы не смотреть фильм. Причина этому — попытка продать стране поделку на тот контент, который она сама прекрасно производит. Поэтому боссы Disney решили зайти с фланга и использовали вселенную Marvel (компания принадлежит Disney), создали «Шан-Чи и легенда десяти колец». Так они попытались достичь двух целей: добавить во франшизу этническое разнообразие и собрать кассу в Китае. Шалость удалась, наполовину, так как до сих пор у фильму не назначили дату релиза в Китае. Но мы уже имеем очень печальный прецедент, так как «Шан-Чи» — это пресное кино, где второстепенные герои уникальнее главных.
Будущий Шан-Чи (Симу Лю) работает парковщиком при отеле, снимает небольшую квартиру (с безумными ценами на аренду в Нью-Йорке) и коллекционирует кроссовки. Для этого героя продюсеры выбрали типичный сюжет для китайского рынка — познай свои корни и чти традиции. Этот сюжет напоминает «Кунг-фу панда 3» (2016), повторяет многие детали, но с одним отличием: зритель следил за жизнью По на протяжении двух фильмов, он знает о его одиночестве, а с Шаном знакомится впервые. Проблема киновселенной Marvel в неповоротливости, ей очень тяжело (и некогда) включать в свой пластиково-пафосный мир новых героев. Поэтому при всех ухищрениях личная семейная драма Шан-Чи вытесняется драками и комедийными сценками.
Пресным «Шан-Чи и легенда десяти колец» стал из-за страха продюсеров попасть в опалу китайской цензуры. В фильме нет ярких проявлений чувств, никакой остроты: во время драк на людях не остается синяков (за тремя исключениями), нет ни одного поцелуя и даже намека на секс. Типичная супергеройская картина 2000-х годов обязательно имела второстепенную любовную линию, где в финале мужчина должен был спасти женщину. В «Шан-Чи» этого нет. Герой борется не за что-то, а против чего-то. Основное направление мысли создатели дают в начале, когда родители подруги Шана Кэти (Аквафина) жалуются, что молодое поколение живет себе в радость и не ставит никаких целей. Поэтому цель фильма — это дать Шану какой-либо ориентир. Но вместо личной мотивации он получает супергеройскую — «спасти планету», что лишает его человечности.
Подобный парадокс не нов, его можно увидеть в пропагандистском фашистском фильме «Еврей Зюсс» (1940). Его режиссер Файт Харлан старательно вылепливал из немцев идеальных людей, а еврея, главного героя/злодея чернил. Но идеальность непривлекательна, она блеском слепит глаза, а личную симпатию вызывает единственный человек в мире статуй Зюсс. Так и получилось с Marvel, забывающей о человеке и думающей о деньгах.