«Сцены из супружеской жизни» — переосмысление классического сериала Ингмара Бергмана о 10-летнем браке, которому скоро придёт конец. Дмитрий Елагин рассказывает, почему работа Бергмана вошла в историю, и какие цели себе поставили создатели ремейка.

Создание ремейка великого произведения — большой риск. Никому в голову не придет переснимать «С широко закрытыми глазами», «Броненосец Потемкин» и «На последнем дыхании», так как эти шедевры определили историю кинематографа.

 

Лучше взять что-то малоизвестное, материал, требующий переосмысления. Режиссер без внушительного каталога Хагай Леви с командой канала HBO (создатели мировых хитов от «Секса в большом городе» до «Игры престолов») взялся за ремейк классического сериала Ингмара Бергмана «Сцены из супружеской жизни» (1973). Это интересное и важное решение от большого игрока индустрии, понимающего, что традиционная семья меняется, поэтому хорошо бы рассмотреть, какая она сейчас. Теме новой гетеросексуальной семьи посвящено несколько модных фильмов: «История о супружестве» (2019), «Фрагменты женщины» (2020), «Малькольм и Мари» (2021) и так далее. Но у бергмановских «Сцен из супружеской жизни» особая структура: этот сериал не пытается показать прогрессию, а отмечает точки, ключевые ситуации распада отношений, где все начинается из-за отсутствия секса. Взгляд Бергмана напоминает научный, холодный и отстраненный, он измельчает слова и чувства в поиске ответа на один вопрос: «Почему отношения умерли?»

Произведение Бергмана — яркий представитель кино 70-х: фрейдистский психологизм, женщина в слабой позиции и неумение обоих партнеров проговаривать личные проблемы. Ракурс мастера в минимализме: действие всего сериала происходит в паре комнат, нет никаких броских деталей, весь фокус на мимике актеров. Телевизионный формат кадра 4:3 помогает режиссеру обратить внимание зрителя на самое главное — на лица. Его муза Лив Ульман с Эрландом Юзефсоном выдают эмоциональный перформанс, особенно шокирующий не в формате просмотра по одному эпизоду раз в неделю, а в формате фильма.

Сериал Ингмара Бергмана стал примером, описавшим семью индустриального общества. Новый сериал начинается с интервью-исследования гетеросексуального брака. Его берут у Миры (Джессика Честейн) и Джонатана (Оскар Айзек), потому что по исследованиям их десятилетний брак — большая редкость. Минимализм Бергмана канал HBO заменил детальностью вплоть до вещей известных брендов. В оригинале о муже и жене практически ничего не было известно, важнее всего был глубинный конфликт: двое потеряли причины быть друг с другом, забыли о любви. Здесь же все наоборот. Ремейк — не психологическая драма, а мелодрама с выписанными портретами героев. Он еврей из ортодоксальной семьи, она зарабатывает больше, поровну заботятся о ребенке (так заявляют в интервью). Создатели сериала могли бы взять феминистический ракурс и показать освобождение женщины от токсичных практик патриархального общества, но вместо этого сфокусировались на новом языке. Кажется, что в мире, где из-за появления соцсетей вербальное общение поднялось на высший уровень, между людьми не может быть недоговоренностей. Но тайна в том, что внутри человека всегда остается что-то неизведанное, что не смогут предупредить «правильные», мягкие слова. Отношения рушатся, потому что кто-то умолчал — а у молчания очень глубокие корни. Поэтому сериал продолжает тему оригинала, но рассматривает кризис брака на примере современной семьи, живущей в иллюзии, что никакие проблемы ей не страшны, будто на все есть слова психотерапевта.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: