14 октября в прокате показывают «Герду» Натальи Кудряшовой, получившую приз за лучшую женскую роль и похвалу Гаспара Ноэ. Режиссер показывает однообразную жизнь студентки социологического факультета Леры, которая по ночам работает стриптизершей. О том, как фильм связан с философией декадентов, и какой выход из хтони ежедневности находит автор, пишет Дмитрий Елагин.

Кратко:

Кино о молодом поколении снимать трудно, тяжело захватить нерв времени. Натальи Кудряшовой это удается: она сравнивает положение в современной России с Францией времен эпохи декаданса. Ее героиня Лера увязла в хороводе бессмысленной жизни и свободна только во снах. Об этом же писал Шарль Бодлер. 150 лет назад.

Подробно:

Днем Лера (модель Анастасия Красовская) слушает занудные лекции по социологии, ходит по страшным квартирам города из «панелек», а в ночи ее зовут Гердой. Герда — стриптизерша, самая популярная в клубе среди клиентов. Также у нее есть мать (Юлия Марченко), страдающая психическими заболеваниями и отец-алкоголик (Дариус Гумаускас), постоянно приходящий домой и требующий признаний в любви. Еще есть парень Олег (актер 2021-го года Юрий Борисов), он пишет картины, хоронит людей и влюбленно смотрит на Леру, но не делает никаких шагов в ее сторону. Дни сменяются днями, девушка не строит никаких планов на будущее — просто серая хтонь.

«Герда» Натальи Кудряшовой участвовала в основном конкурсе престижного кинофестиваля в Локарно, Анастасия Красовская получила приз за лучшую женскую роль. Гораздо важнее, что фильм высоко оценил Гаспар Ноэ. Но между работой Кудряшовой и любым проектом Ноэ столько же километров, сколько между Москвой и Парижем. Француз мастерски работает с цветами: когда надо, идеально выстраивает композицию кадров, а в других случаях смазывает изображение. У него всегда остаются основные цвета (красный, желтый, зеленый), имеющие символическое значение. Они сопровождают историю любви («Любовь»), танцевальную репетицию («Экстаз») или смерть двух стариков («Вихрь»). «Герда» разбита на два мира: блеклых «панелек» и блестяще-красного клуба. Другие отличия — это образ героини и структура фильма. У Гаспара Ноэ всегда есть четкий конфликт: его персонажей по спирали затягивает в водоворот событий, которому они не могут противостоять. «Герда» же состоит из повторяющихся сцен: конфликты с коллегами, бессмысленные соцопросы и пары, уговоры отца и матери, глубокомысленные разговоры с Олегом. Лера устало говорит и движется, редко сопротивляется насилию. Ее инфантильность напоминает «Кислоту» Александра Горчилина, чьи герои бесцельно бродили по Москве. Портрет молодого поколения вырисовать очень тяжело, потому что надо четко сформулировать его чаяния. Горчилин и Кудряшова формулируют их пассивно, а Наталия Мещанинова в «Комбинате “Надежда”» (2015) активно: ее героиня Света хочет уехать из Норильска, сбежать из болота. Но у Леры нет этой цели, она, как дохлая рыба, течет по течению жизни.

Во время первого появления на экране Олег носит майку с надписью «Цветы зла». Это отсылка к одноименному сборнику стихов Шарля Бодлера, главного мыслителя французского декаданса. Он и его последователи ставили эстетику превыше всего, хотя понимали последствия такого увлечения. Для них мир вокруг — болото, выход из которого в мечтах и снах. Стихотворение Бодлера «Соответствия» начинается с четверостишия: «Природа — строгий храм, где строй живых колонн / Порой чуть внятный звук украдкою уронит; / Лесами символов бредет, в их чащах тонет / Смущенный человек, их взглядом умилен». Среди лесов и бродит Лера в своих снах, но снова и снова возвращается в серый мир. Выход нашли французские декаденты, его использует Наталья Кудряшева в «Герде». Жаль, что ему более 150 лет.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: