8 ноября в прокат вышли «Вечные», которые срежиссировала обладательница «Оскара» и «Золотого льва» Хлоя Чжао. Ей досталась история отряда, который тысячелетиями охраняет Землю от хищников-пришельцев. Дмитрий Елагин рассказывает, как Marvel нарушил этические правила, которым пытался следовать.
Кратко:
Хлоя Чжао оказалась игрушкой в руках корпорации Marvel, ее влияние можно почувствовать в нескольких кадрах, сценах и сюжетней линии Фины, теряющей память. В остальном «Вечные» — классическая супергероика с марафоном через время и пространство, где пластиковые актеры встают в позы для красивых кадров. Но что хуже всего — «Вечные» нарушают этические правила, которые так важны для американцев. Создатели используют тяжелые и трагические события национальностей, соблюдают этническое разнообразие в касте только когда удобно и высмеивают особенности произношения других народов.
Подробно:
10 новых супергероев и один режиссер, обладательница «Оскара» и «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля — очевидно, битва неравная. До «Вечных» Хлоя Чжао сняла три маленьких фестивальных картины, где ключевое значение имели ритуалы повседневности и пейзажи. Ее человек не один против всего мира, а одинок в нем. В «Песнях, которым меня научили мои братья» (2015), «Наезднике» (2017) и «Земле кочевников» (2020) личность состоит не только из воспоминаний о прошедших событиях, но и из памяти рода и земли. Ради органичности действия Чжао работала с непрофессиональными актерами (только в «Земле кочевников» Чжао взяла на главную роль Френсис Макдорманд), которым не нужно было ничего играть, а просто быть собой. Благодаря этому зритель может почувствовать с героями особую связь, увидеть на экране не актера, а личность с реальным прошлым. Но стратегия Хлои Чжао работает только с интимными драмами — в блокбастере «Вечные» играет ансамбль звезд разной величины (от Анжелины Джоли и Кита Харрингтона до глухонемой актрисы из «Ходячих мертвецов» Лорен Ридлофф), где каждому выдуманному персонажу уделяется щепотка внимания.
История «Вечных» проста, хотя создатели решили придать пафоса и перед началом основного действия пустить полотно текста, как это было в «Звездных войнах». Но «Звездных войнах» этот прием нужен был, чтобы дать начало миру, о котором смотрящий ничего может не знать до начала просмотра — «Вечные» же входят в мифологию мира Marvel, поэтому этот прием излишен.
Если кратко: много лет назад с планеты Олимп на Землю был послан отряд Вечных, который должен охранять человечество от хищников-инопланетян Девиантов. К 1500 году Вечные выполнили свое задание, но не получили приказа вернуться на родину, поэтому решили остаться. Кто-то стал звездой Болливуда (пакистанец Кумэйл Нанджиани в роли Кинго), кто-то курирует археологический музей (англичанка с китайскими корнями Джемми Чан в роли Серси), а кто-то создал собственную церковь в джунглях Амазонки (ирландец Барри Кеоган с роли Друига). Все живут своей жизнью до тех пор, пока на Земле не появляется Девиант-мутант, умеющий забирать способности убитых Вечных.
«Вечные» вызвали в некоторых странах скандал и получили возрастной рейтинг 18+, потому что в фильме появляется первый супергерой-гей Фастос (афроамериканец Брайан Тайри Генри), который в одном кадре целует мужа. Надо отдать должное корпорации Marvel за инклюзивность (первый супергерой-гей и первая глухая супергероиня), но она выборочна. Например, супергероя с именем шумерского правителя Гильгамеша играет американо-корейский актер Дон Ли (у него роль мужа беременной женщины в «Поезде в Пусан»), хотя Гильгамеш правил в городе Урюк, который сейчас бы находился в Ираке. Неизвестно, почему Голливуд не взял малоизвестного актера с Ближнего Востока, если он так беспокоится о меньшинствах. То же самое с Финой — почему-то Анжелина Джоли подошла на роль древнегреческой богини.
Другая очень странная этическая деталь — это культурная апроприация и эксплуатация острых тем. Так как Хлоя Чжао показывает многотысячную историю Вечных, то они путешествуют по разным городам: Вавилон с синими воротами Иштар и Висячими садами Семирамиды или столица ацтеков Теночтитлан, которую уничтожают испанские конкистадоры. Если страны/города не существует сейчас, это не значит, что культуру предков какого-либо народа можно использовать для боевика.
У Вечных было правило, что они не должны вмешиваться в эволюцию человека, но после распада команды некоторые ее члены его нарушили. Почему-то боссы Marvel и Чжао решили, что лучшим примером непослушания может стать ядерная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки, запретная тема для Японии. Катастрофа случилась по вине Фастоса, гения техники, который помог открыть ядерную энергию — это грубая эксплуатация раны японской нации. Более очевидный пример неуважения к другим нациям — это плюс-сайз помощник Конго, говорящий со смешным индийским акцентом. Странно видеть в «Вечных» то, за что много лет назад критиковали «Звездные войны».
С режиссерской стороны «Вечные» — это дисгармоничная смесь из стиля Чжао (бытовые сцены, пейзажи) с пластиковой эстетикой супергероики Marvel (актеры постоянно встают в позы и говорят пафосные речи). Мировые издания пишут, как корпорация разрешила использовать Чжао ее приемы, будто бы дала полную свободу, но, смотря «Вечных», зритель может поиграть в детектива и угадать, когда режиссер оставляла свое кресло. Из всех героев ей больше всех интересна воительница Фина, чья драма напоминает о героине Френсис Макдорманд в «Земле кочевников»: женщина любит Гильгамеша и теряет память, что разрушает ее личность. Но Фина — одна из множества героев, чьи истории (и суперспособности) повторяют уже ранее показанные во вселенной Marvel. Поэтому никакие эпичные бои не спасают пустышек Вечных, лишенных харизмы и уникальности. Танцы на месте в ожидании победы над пандемией.