Рано или поздно все мы попадаем в ситуацию, когда от нас уже ничего не зависит: вроде всё делал правильно, исправно, чётко; никогда не опаздывал, ни с кем не конфликтовал, никого не подставлял. Не вступал в лишнюю полемику, о большем не просил. Но работодатель посчитал иначе. Нет-нет, что вы, дело не в вас, просто сейчас у нашей компании сложный период. А у тебя, разумеется, ипотека, долги, пожилая мама и сломавшаяся ещё позавчера стиральная машинка. Эта подборка — 10 лент о тех, кто вынужден срочно и ловко менять жизнь. По своей воле, по чужому указанию и по иронии судьбы.
1. «Два дня, одна ночь» (Бельгия, Франция, Италия, 2014)
Дружба или невероятно необходимые деньги? Помощь другому в ущерб себе или честный отказ? Сделка с совестью или обман кредиторов? Работники компании, где служит Сандра (Марион Котийяр) — мать двоих детей, что долго лечилась от депрессии, — поставлены перед непростым выбором: они должны проголосовать либо за премию для каждого из них, либо за сохранение места Сандры. Разумеется, всё это происходит в момент, когда молодой женщины нет в кабинете. Её бойкой подруге удаётся договориться о «втором круге» голосования, что пройдёт уже при ней, в понедельник. Теперь задача Сандры — встретиться с каждым из коллег: чтобы убедить помочь, попытаться уговорить, разобраться в мотивах. Тихий фильм братьев Дарденн о том, что у всякого из нас есть персональная правда. Но не каждый готов её принять и услышать.
2. «Солист» (США, Франция, Великобритания, 2009)
Натаниель (Джейми Фокс) продолжительное время играет на виолончели на улицах города: за копейки, за еду, за ночлег. Он, талантливый музыкант, серьёзно болен: хворь забрала у него практически всё. Случайная встреча с журналистом Стивом (Роберт Дауни-мл.) дарит мужчине шанс на возвращение к привычной жизни. Но так ли она ему необходима? Фильм Джо Райта основан на реальных событиях.
3. «Девушки, танцующие хулу» (Япония, 2006)
В небольшом японском городке жизнь идёт своим чередом: народ работает в шахтах, особого образования не имеет, носит под рубашками простые мечты — плошка риса, душ и немного денег. Внезапно выясняется, что очень скоро угольные шахты будут закрыты — страна плавно переходит на нефть. А это значит, люди останутся без пропитания, средств и крыш над головами. Спасение приходит, как говорится, откуда не ждали: власти решают открыть в этой местности... гавайский центр (и, конечно же, привлечь на рабочие позиции местное население). Например, исполнять танец со звонким названием «Хула» — задорный, бойкий, национальный (разумеется, не японский). От шахтёров и их дочерей.
4. «Я, Дэниел Блейк» (Великобритания, Франция, Бельгия, 2016)
Дэниел Блейк (Дейв Джонс) — неюный мужчина, что после серьёзных проблем с сердцем больше не может работать. Он идёт в службу социальной помощи, несёт кучу бумаг, пытается объяснить ситуацию. А дальше — почти два часа борьбы с глупостью, бюрократией, волокитой (как говорится, и тут всплакнул всякий русский человек). Фильм Кена Лоуча получил «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля.
5. «Уборщица. История матери-одиночки» (США, 2021)
Раннее утро. Молодая женщина берёт на руки сонную дочку, выносит её из небольшого дома, усаживает в машину. Буквально за пару секунд до их отправления на крыльце появляется мужчина, мол, эй, куда это вы. Женщина жмёт по газам. Ехать им некуда. Денег почти нет. Как нет и работы. Свежий сериал от Netflix с Маргарет Куэлли в главной роли — поездки по особнякам с тряпками и моющими средствами, поиск ночлега и средств к существованию, наблюдение за невозможностью и неумением взрослых людей ни о чём договориться.
6. «Желтоглазые крокодилы» (Франция, Испания, 2014)
Жозефина (Жюли Депардьё) — талантливая писательница, исследователь средневековой Франции, одарённый переводчик (режиссёр — Сесиль Телерман). Естественно, едва сводящая концы с концами. Её сестра Ирис (Эммануэль Беар) — глуповатая светская барышня, разгуливающая по тусовкам. Разумеется, при деньгах. На одном из мероприятий Ирис, чтобы произвести впечатление на собравшихся, брякает, что пишет роман. И теперь вся надежда только на Жозефину. Если родственницы сумеют найти общий язык.
7. «Минари» (США, 2020)
Не о потере, но о попытке встроиться в чужую систему, не о поиске, но о вечной надежде настроить свою жизнь. Дружная семья из Кореи переезжает в США (режиссёр — Ли Айзек Чун): планирует наладить работу фермы, выращивать экологически чистые фрукты и овощи, жить на доход от агрономии. Это со временем. На первых же порах мама и папа трудятся на птицефабрике, дети стараются привыкнуть к новому месту. Все ругаются, притираются, выясняют отношения. А потом старшие решают выписать из родной страны бойкую бабушку, чтобы она смотрела за детьми. Но за ней самой нужен глаз да глаз.
8. «Седьмой пробег по контуру земного шара» (Россия, 2019)
Михаилу (Александр Карнаушкин) скоро шестьдесят. Всю жизнь он рисовал какие-то нелепые картины — вазы, букеты, поля и берёзы; а сейчас работает охранником. Вернее, работал, потому что после небольшой кражи на объекте его вежливо попросили уйти. Усталый и потрёпанный, он не нужен ни себе, ни дочери, ни бывшим коллегам. Остаётся лишь ехать по городу на своей старой машинёшке. Хоть куда-нибудь. Пронзительное кино Виталия Суслина смешивает безысходность, надежду и какую-то удивительную щемящую нежность.
9. «Извините, мы вас не застали» (Франция, Бельгия, Великобритания, 2019)
Ещё одна лента Кена Лоуча, классика остросоциального кино. Семья Рикки (Крис Хитчен) никак не может выбраться из многолетних долгов: одно, второе, третье. Он работает курьером за смешные деньги, его жена — сиделкой, оставляя у подопечных последние силы. Сын хулиганит, дочь не может заснуть без родителей. За любую ошибку — наказание деньгами, за всякую задержку — лишение чаевых. Ни просвета, ни помощи, ни ответа, ни привета.
10. «Мне бы в небо» (США, 2009)
Тем, кого увольняют, невыносимо сложно: нужно будет что-то говорить близким, искать новую работу, объясняться с родителями. Но как чувствуют себя те, кто выносит «вердикт»? Не болит ли у них сердце? Нет ли желания помочь? Не хочется ли переложить ответственность за действия на кого-то другого? Райан (Джордж Клуни) — профессиональный «увольняльщик»: он летает по разным городам США, встречается вместо начальников с работниками, выдаёт папочки со страховками и гарантиями (режиссёр — Джейсон Райтман). Он живёт в небе, его дом — самолёт, его страсть — аэропорты. Но однажды даже он, невероятный профессионал, обаятельный мастер слова, может перестать быть необходимым. Так бывает, извините, оптимизация, никто не виноват, мы вам обязательно перезвоним.