2 декабря в прокат вышел долгожданный «Дом Gucci» Ридли Скотта, где главные роли сыграли Леди Гага, Адам Драйвер, Аль Пачино, Джаред Лето и Джереми Айронс. Скотт рассказывает о крахе маленького семейного бизнеса, ставшего брендом элитной одежды. Дмитрий Елагин пишет о том, что режиссер спрятал за ссорами из-за денег, власти и любви.
Кратко:
Через семью Гуччи Ридли Скотт показывает исторический процесс второй половины 20-го века, когда все деньги перетекли из разрушенной Европы к цветущим США. Дом Gucci — это итальянский вишневый сад семьи Раевских, который перешел в руки бизнесменов, думающих не об искусстве, а о прибыли.
Подробно:
Ранние фильмы Ридли Скотта («Чужой», «Бегущий по лезвию») изменили историю кино, но потом он затих до середины 2010-х, пока не выпустил «Марсианина» (2015). Тогда все поняли, что мастерство не ушло с годами — то же самое относится и к «Дому Gucci», многослойному произведению искусства.
С одной стороны, это байопик о распрях в доме Гуччи. Но у Скотта нет и грамма придыхания по отношению к своим героям: они творят добрые и злые поступки, ошибаются и случайно принимают верные решения. За откровенность режиссер получил критику от наследников модного дома, которые сначала будто бы помогали созданию фильма. Сильнее всех возмутилась Патриция Гуччи, которая в 1995 году заказала убийство мужа — ее сыграла Леди Гага, которая заслужила за эту роль «Оскар».
Именно она главная героиня большого проекта (157 минут зрелища). Патриция Реджани на студенческой вечеринке случайно знакомится с Маурицио Гуччи (прекрасный Адам Драйвер), а потом настойчиво ищет с ним встреч, женит на себе, рожает ребенка, ссорит семейство ради власти и так далее. Расчетливость Патриции, ее манипуляции любимым человеком могут вызвать злодейское отвращение, но нет. Скотта не интересует плоский образ, его Патриция — красивая и хитрая кокетка, имеющая громадную силу воли. Пусть сначала ее походка оставляет желать лучшего, пусть она принимает Климта за Пикассо и привыкла играть наивную девушку, но она очаровывает простотой. Леди Гага, которую трудно похвалить за актерскую игру в предыдущих работах, здесь мастерски управляет телом и мимикой, меняясь на протяжении всего фильма. Она, рожденная Реджани, становится Гуччи — хитрой манипуляторшей, помогающей мужу захватить власть в компании. Вот только она проигрывает в светских играх, потому что Маурицио нашел себе другую, с которой может быть сильным.
Ридли Скотт не феминист, не устраивает тирады о мужчинах-эгоистах, не радуется мести Патриции и не переписывает прошлое ради «социальной справедливости». Личные драмы в доме Gucci — лишь предлог к разговору об истории мира, частью которой является дорогой бренд одежды.
После того, как Патриция получает свою первую сумку Gucci, она начинает везде ее с собой таскать, как знак принадлежности к миру роскоши (также поступают женщины в соцсетях, которые обязательно на фотографиях ставят сумку на первый план). Быстро вскрывается, что на «черном» рынке активно продаются реплики изделий Gucci, и к этому причастна сама компания. Поэтому Патриция задается сложнейшим вопросом: «Что есть Gucci?» Когда-то семейный бизнес, сделавший из фермеров аристократов (читай богачей) 20-го века, стал долларовой многомиллионной корпорацией, торгующей в разных краях света. Поэтому слово «семья» быстро отошло на второй план, а под свет софитов вышли деньги. Разницу между «старым» и «новым» Ридли Скотт показывает через двоих старших наследников дома: бизнесмена Альдо Гуччи (Аль Пачино), живущего в США, и консерватора Родольфо (Джереми Айронс), спрятавшегося во Флоренции. Один коллекционирует американский поп-арт, пародирующий классиков (например, «Рыбок в аквариуме» Анри Матисса), а другой заседает среди гобеленов. Как Европа в XX веке проиграла США (нувориши Нового света скупали старых европейский мастеров в золотые 1950-е), так и дом Gucci продается, как это случилось с «Вишневым садом» у Антона Чехова. Время семей ушло, пришли акулы бизнеса с деньгами из Ближнего Востока, которые с сострадающей улыбкой предлагают продать бизнес, лишиться страданий и проклятия богатства. Жалко, что освобождение происходит на руинах.