16 декабря в прокат вышло продолжение культовой «Матрицы». Прошло 18 лет с завершения трилогии, некоторые актеры не согласились на съемки, а за режиссерским креслом осталась лишь одна из сестер Лана. Изменился и Нео, теперь он живет под именем Томас Андерсон, работает в крупной компании по производству видеоигр и даже не знаком с Тринити. Его жизнь медленно течет до тех пор, пока ему на телефон не приходит анонимное сообщение. О том, какой получилась «Матрица: Возрождение», пишет Дмитрий Елагин.
Кратко:
«Матрица: Возрождение» — осознанное Ланой Вачовски продолжение, полное юмора и важных отсылок. Фильм понадобился, чтобы напомнить всем о величии оригинальной трилогии и восстановить справедливость в истории. Время изменилось, актуальность эстетика не потеряла, нужно лишь уничтожить клише избранного супергероя. Это нагло делает новая «Матрица».
Подробно:
Мужчина пятидесяти лет живет типичной жизнью: ежедневно ходит на работу в офис, обедает японским фастфудом и периодически обсуждает проблемы с психотерапевтом (Нил Патрик Харрис). Его зовут Томас Андерсон (Киану Ривз), 20 лет назад он придумал игру «Матрица», которая всем понравилась до такой степени, что пришлось сделать 2 продолжения. От скуки компьютерный гений создал модуляции мира «Матрицы», которую кто-то взломал и потом удалил. Для успокоения сознания Томас пьет синие таблетки, ведь, по словам терапевта, он творческая личность, склонная додумывать наш мир. Но Томасу приходит SMS на телефон с указаниями, которым герой следует — и встречается с новым Морфиусом (Яхья Абдул-Матин II), снова предлагающим красную таблетку.
Опасений было много, потому что предыдущий полный метр Вачовски «Восхождение Юпитер» (2015) из-за игры Милы Кунис и ужасного сценария превратился в пародию на научно-фантастический боевик, но четвертая часть культовой «Матрицы» достойна своего времени. Лана Вачовски для «Возрождения» перекрутила в фарш элементы, мотивы и сюжеты деталей из трилогии, чтобы создать полный самоиронии фильм. Без нее новая «Матрица» представляла бы жалкое зрелище, которое наживается на наследии, питая зрителя эротичной ностальгией (не покажем ничего, а только намекнем). Режиссерша прямо показывает отрывки из прошлых частей, потому что они важны для трансфорормации франшизы. Оказывается, что в конце триквела «Матрица: Революция» (2003) Нео перезагрузил «Матрицу», но не вышел из нее, а из-за машин застрял в ней вместе с Тринити (Кэрри-Энн Мосс). Об искусственности мира Томаса можно догадаться легко: снова мир «Матрицы» выглядит слишком поддельным (например, лазурные очки психотерапевта и синяя бабочка на заднем плане). Лана осталась верна и основной идее путешествия из мира в мир, используя для этого зеркала и двери. Кажется, что у «Возрождения» все имеется для успешного продолжения, сложность лишь с одним — идеей.
Смотря фильм, очень долго не понимаешь, зачем все это. Слишком много деталей и авторского запала для ностальгического паразитирования — Вачовски важно было другое. В прошлом году Лилли рассказала, что трилогия была об осознании транс-идентичности и что изначально героиня Свитч должна была быть гендер-флюидным персонажем, но боссы Warner Bros отвергли эту идею. «Возрождение» тоже бинарно (среди персонажей нет ни одной транс-персоны), но Лана поступает современно и отказывается от идеи избранного, которого Голливуд много лет видел в лице белого цисгендерного мужчины. Без Тринити не было бы Нео — этот маленький, но важный смысл авторша вложила в «Возрождение». Наверно, это один из лучших вариантов, как можно поправить «устаревшую» морально историю — не вырезать сцены (см. случай с «13 причин почему») и не делать предисловия (см. скандал прошлого года с «Унесенными ветром»), а с уважением продолжить историю. Так никто не будет обижен — такую позицию можно посчитать слабой, ведь изначально «Матрица» стала символом бунта. Но это был бунт, взрощенный в теплице (как и «Джокер») — индустрия грез сильна в своих чарах, поэтому лучше принять волю Ланы Вачовски, которая поступила так, как хотела.
Об авторе
Дмитрий Елагин — киновед, редактор раздела «Кино»