У многих есть любимые праздничные фильмы и сериалы: кто-то предпочитает классику («Иронию судьбы» и «Реальную любовь»), другие анимационные шедевры («Кошмар перед Рождеством»), а ценители выбирают черно-белое кино («Магазинчик за углом»). Дмитрий Елагин тоже рассказывает о своем любимом новогоднем фильме и объясняет, почему о «Гринче — похитителе Рождестве» вспоминают спустя 20 лет.

 

История движется всегда, в ней растворяется почти все, а остатки событий помнит и ценит общество. Прошло кино 2000-х и 2010-х, теперь на десятилетиях исследователи ставят точки и пытаются сформулировать, чем же жил человек. Открытиями начала тысячелетия стали фильмы об изгоях: «Гринч — похититель Рождества» (2000) и «Шрек» (2001). Они продолжают линию критики, которую породил сериал «Симпсоны», жестко высмеявший американское общество. Его создатели Мэтт Грейнинг и Чарли Брукс придумали карикатуру на ситкомы 90-х, показывавшие «идеальную» белую семью: отец обеспечивает семью, мать следит за детьми, попадающими в комедийные ситуации. Все пресно и легко с натянутой улыбкой на лице, никаких социальных и серьезных проблем (например, нежелательной беременности). Такая открытка устраивает многих людей, но других злит. Выбесил людей и капитализм, который превратил христианский праздник Рождества в рекламу кока-колы с Сантой Клаусом (она появилась в 1922 году). Если сейчас посмотреть рекламу на YouTube, то чародей и добрый дедушка теперь помогает банкам найти клиентов, а Ренате Литвиновой — продать телефоны. В празднике центр внимания сместился с семейного ритуала на парад вещей — 21 год назад реакцией на изменения стал «Гринч».

Его режиссер Рон Ховард («Хан Соло. Звёздные войны: Истории», «Код да Винчи») создал картину, где важно смотреть на декорации и костюмы, а не на прекрасно играющих актеров (Джим Керри гениален в главной роли). В поселении Ктоград живут люди, чьи лица из-за кучи пластических операций напоминают кукольные маски. Их одежда — безумна (чего стоят только чаши с пуншем на головах), дома — красочная пошлость. Можно сказать, что авторы создали выдуманный и невинный мир, но серьезность их сатиры доказывают кадры, когда жители соревнуются в том, чей дом будет сильнее украшен новогодними огоньками (экология тогда была не в чести, и Грета Тунберг еще не родилась). Эти люди понимают под праздником процессы покупки и дарения подарков, они забыли о чувствах. 

Грубость и лицемерие общества создатели отразили через Гринча. Над ним издеваются, потому что он другой. Мотив «другого» потом возникнет в «Шреке» (оба героя зеленые), который докажет, что счастливой истории достоин каждый. В контексте расистского Голливуда, история «других» — это история «цветных» (то есть не белокожих американцев) и ЛГБТК+ людей, которых до 2010-х редко снимали в главных ролях, а чаще одевали в образы злодеев. Рон Ховард показывает, как из-за издевательств Гринч стал злодеем, и его сердце заледенело. Режиссер никого не винит, а репрезентует процессы внутри современного общества. Похожий сюжет повторяется в «Шреке», но Гринча из его пещеры спасает не красавица, а добрая девочка. Сидни Лу (Тейлор Момсен) — единственный человек, не забывший о ценностях праздника, который все-таки удается несмотря на украденные подарки. «Гринча — похитителя Рождества» можно обвинить в институциональной критике (то есть критике, которую позволяют голливудские боссы) и чтении нотаций, но он эффективно использует сюжетные штампы ради высмеивания общества потребления. В этом его заслуга.


Об авторе:

Дмитрий Елагин — киновед, редактор раздела «Кино».

Facebook | Telegram


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: