Многие ошибочно полагают, что балканское кино замкнуто ровно на одном-единственном режиссёре (впишите его фамилию сами). Что этот регион — всегда про цыган, дудки и свадьбы, что всякое застолье заканчивается пальбой, что тут не существует проблем. Разумеется, это не так. Здесь свои невзгоды и горести, мечты и лишения, маленькие радости и глобальные переживания, связанные с семейными делами, личными несостыковками, недавними военными действиями. Эта подборка — 5 новых лент, которые вы с лёгкостью могли пропустить. Потому что Балканы — очень далеко. И так близко. 

 

1. «Синий цветок» (Хорватия, 2021)

Двадцать лет Мирьяна (Ваня Чирич), скромная и порядочная женщина, работает на швейной фабрике (режиссёр — Зринко Огреста). Монотонно добирается до своего рабочего места, готовит еду дочери-подростку, мечтает «как-нибудь уже» спуститься к реке (находящейся всего в паре километров от дома). С мужем она давно развелась, новых отношений не построила, жизнь прожила, как говорится, ровно наполовину. Внезапно в гости решает приехать мама (Аня Шовагович-Деспот). И всё встаёт с ног на голову. Отличное хорватское кино, каждый кадр которого буквально кричит о том, что нужно позвонить родителям. Пока не стало слишком поздно. 

2. «Отец» (Сербия, 2020)

В небольшом сербском городишке, затерянном в бескрайних полях, не до жира: тридцатилетний Никола (Горан Богдан) зарабатывает где придётся и чем придётся (режиссёр — Срджан Голубович). Разгружает, таскает, возит. Дома его всегда ждут жена и двое детей, привыкшие к скромному быту. Вернее, ждали: супруга внезапно покончила жизнь самоубийством, а социальные службы, узнав о случившемся, забрали сына и дочь. Без лишних разговоров, споров и прав на объяснение. Единственный способ исправить ситуацию — отправиться в Белград. И там искать хоть какую-то правду. 

3. «Сын» (Босния и Герцеговина, 2019)

Как вы уже догадались, балканские ребята очень любят разговоры о семье: о проблемах внутри, вечных спорах, провальных попытках договориться и найти виноватого. В новом фильме Инес Танович в центре внимания оказывается парень Арман (Дино Байрович), живущий в Сараево вместе с приёмными родителями и их ребёнком. Разумеется, каждый шаг парня контролируется мамой и папой: встречи, покупки, походы в кафаны. Но кто бы знал, что следить нужно было не за ним, а за своим собственным сыном.  

4. «Улей» (Косово, 2021)

Картина Блерты Башолли, выдвинутая на соискание премии «Оскар», вызвала на Балканах нешуточный резонанс: кто-то говорит, что всё максимально близко к реальности, кто-то — что это глупая выдумка. Фахрие (Илька Гаши) очень хочет начать жизнь с чистого листа: открыть небольшой бизнес, поставить детей на ноги, отремонтировать дом. Хочет быть свободной и независимой. Хочет сама нести ответственность. 

Но в этих краях всё решают мужчины. И делается всё только с их позволения. Но как быть, если твой законный муж погиб на войне?

5. «Эль Пепе. Высшая жизнь» (Сербия, Аргентина, 2018)

Так и быть, не оставим без внимания и патриарха балканского кино Эмира Кустурицу — фигуру известную, любопытную, гарантирующую новый взгляд на знакомые вещи. Режиссёр, четыре года не выпускавший ничего нового, обещает снять то «Мост на Дрине» Иво Андрича, то «Преступление и наказание» по Фёдору Достоевскому, то «Белое облако Чингисхана» по Чингизу Айтматову. Но пока молчит. Последняя же его документальная работа, посвящённая бывшему президенту Уругвая, и вовсе толком не дошла до российского зрителя: из-за проблем с прокатом, нежелания выпускать фильм на онлайн-платформах, ещё по каким-то причинам. Полуторачасовая «Высшая жизнь» — та самая лента, которая сейчас всем жизненно необходима. Это максимально честный, аккуратный, нежный разговор двух людей, сидящих в саду на одной скамейке. Взрослых, сильных, открытых. О философии, дружбе, любви и всепрощении.

Автор подборки — Катя Нечитайло.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: