14 апреля в прокат вышла новая работа Мамору Хосоды («Девочка, покорившая время», «Летние войны») — ревизия «Красавицы и чудовища» в сеттинге метавселенной будущего. О том, как режиссер незаметно переосмыслил устаревший романтический сюжет, рассказывает Александр Лунин. 

Кратко: 

В сверхтехнологичной виртуальной реальности поп-звезда Белль становится одержимой загадочным пользователем по имени Дракон. Одновременно самый яркий и самый приземленный фильм неоклассика аниме, где головокружительная анимация органично соседствует с драмой об абьюзе.

Подробно:

После смерти матери — та погибла, спасая от наводнения незнакомого ребенка, — девочка Судзу от горя теряет голос и отдаляется от отца. Уже накануне выпускного ей, пишущей песни в стол, выпадает случай вновь запеть, но уже в Сети — точнее, в бескрайнем виртуальном мире U. Там ее аватар, красавица Белль с чарующим голосом, обретает невиданную славу. Однажды ее концерт срывают игроки, преследующие Дракона — таинственного бойца, покрытого синяками от бесчисленных онлайн-сражений. И Белль решает ему помочь.

Романтическое путешествие «плохого парня» и самоотверженной девушки сквозь чудеса виртуальной вселенной — так выглядит сюжет «Красавицы и дракона» согласно промо-кампании. Та, пожалуй, и не могла быть иной. Но сценарий за авторством самого Хосоды, как и положено сказке, трижды — волшебное число! — меняет траекторию полета. Зритель, пришедший на сеанс ради песен, мелодрамы и сетевого экшена, на исходе второго часа внезапно окажется лицом к лицу с совершенно другой историей. 

Когда раскрывается инкогнито Дракона, мизогиния враз исчезает из классической фабулы вместе с идеями романтической любви и самопожертвования ради абьюзера (в мультфильме Disney, которым вдохновлялся автор, Чудовище шантажирует Белль свободой ее отца). Любовная линия оборачивается зрительским домыслом. Жестокий боец — озлобленным ребенком. Вместо сказочного заклятия — домашнее насилие и настоящие синяки. Как спасти такого Дракона?

Хосода — сентименталист, славящийся своими фантазийными мирами, — создал свой самый земной фильм. Его душой и сердцем стали личные истории группки знакомых Судзу и тех, кого она мимоходом встречает в онлайне. Мастер действует точными и лаконичными штрихами, порой обрисовывая героев одним глубоким кадром, а настроение меняя одной склейкой. Подруга Судзу, энергично строящая ей сетевую карьеру, слегка таинственный друг детства, первая красавица класса и дурашливый спортсмен, женский хор из пяти маминых подруг — все выписаны с любовью и тщанием, у каждой за плечами биография, профессия, комплексы и эмоции (увы, на Западе фемоптика в аниме все еще выглядит каким-то волшебством).

Герои фильмов Хосоды вечно живут на границе двух вселенных, где с обеих сторон поджидает опасность, но в «Красавице и драконе» реальность для Судзу — источник безоговорочной заботы и поддержки. Именно это в нужный момент поможет героине отыскать в себе ту самую силу, которая когда-то погнала в бурную реку ее мать. И спасти того, который не умеет ни любить, ни просить о помощи.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: