30 июля в российский прокат вышла «Главная роль» с Пенелопой Крус, Антонио Бандерасом и Оскаром Мартинесом. Денис Капланов — о том, как эта инфантильная на первый взгляд комедия оказалась неожиданно острой.
Кратко:
Режиссер и два известных актера-противоположности все время ссорятся на площадке, снимая киношедевр по запросу миллиардера с дурной репутацией. Перевороты шаблонов от Гастона Дюпра и Мариано Кон в одном из самых уважаемых жанров — кино о кино.
Подробно:
Смешно становится уже в завязке. 80-летний миллиардер Умберто впадает в легкую старческую депрессию. Он уже всего добился — что дальше? Может быть, создать еще один благотворительный фонд? Или мост какой-нибудь построить и назвать его в свою честь? Может, снять очередную шедевральную кинокартину? «Это определенно то, что нужно» — решает Умберто.
В «Главной роли» задействовано минимальное количество персонажей. Моднейший фестивальный режиссер — Лола Куэвас (Пенелопа Крус) да двое героев-антиподов, приглашенных ею на главные роли: заслуженный актер театра и интеллектуал Иван Торрес (Оскар Мартинес) и голливудский актер, выезжающий за счет харизмы Феликс Риверо (Антонио Бандерас). И играющая главную женскую роль дочь миллиардера Диана (Ирене Эсколар), у которой почти нет реплик. Тем не менее, вокруг нее тоже выстроится сюжетная интрига.
Лола, разумеется, неспроста пригласила таких разных артистов. Фильм будет экранизацией книги некоего нобелевского лауреата под названием «Соперничество». Это история о двух враждующих братьях: серьезном и ответственном старшем и невоспитанном разгильдяе младшем. Режиссерка, как и подобает фестивальному гению, собирается совместить несовместимое. Герои соперничают не только в кадре, но и вне его. Перед нами два проработанных образа: внешний лоск Феликса и внутренняя глубина Ивана, конфликт формы и содержания. И, тем не менее, мы не можем симпатизировать одному больше, чем другому. Ведь они оба одинаково лгут о своих настоящих чувствах. Феликс, которому просто необходимо особое диетическое безглютеновое питание, ест втихую гамбургеры в забегаловках. Или Иван, который «ни за что бы не поехал на "Оскар" или "Золотой глобус"», уже готовит речь для «Оскара» в туалете, держа в руках чайник вместо золотой статуэтки.
На почве конфликта главных героев и строится вся комедийная составляющая картины, она переполнена чрезвычайно острыми и смешными эпизодами. Весь фильм – череда столкновений характеров, которые либо происходят сами, либо их провоцирует Лола: она заставит читать сценарий, сидя под подвешенной над ними каменной глыбой, или будет уничтожать их награды, пока они привязаны друг к другу множественными слоями скотча. Перечислять остальные гэги, пожалуй, было бы неуважением к читателю.
Мариано Кон и Гастон Дюпра уже давно работают вместе («Почётный гражданин», «Сосед», «Художник»), и в жанре драмеди они оба успели набить руку. «Главная роль» стала фестивальным экспериментом авторов, комедией с приставкой «мета». Темп повествования нетипичен не только для массового кино, но и для предыдущих работ авторов. Вместо стандартных 5-7 секунд кадры здесь зачастую длятся гораздо дольше. Фильм тонко издевается над зрителем, подобно работам Паоло Соррентино — «Великой красоте» и «Молодости».
Очевидно, фильм направлен на аудиторию, которая уже сформировала своё отношение к фестивальному кино. Те, кто устал от напыщенности и концептуальности, с удовольствием посмеются, а фестивальные завсегдатаи с легкостью посмеются и над собой. Претенциозные артхаусы на грани самопародии — один из самых больших стереотипов о фестивальном кино; Гастон и Дюпра весьма филигранно разыграли эту карту, иронизируя над давно висящей в воздухе темой прямо на Венецианском кинофестивале.