Если кто-то у меня спросит, мол, хочешь ли ты вернуться в свои 15, я с уверенностью скажу слово из трёх букв. Потому что всё было максимально непонятно: про себя, про тело, про гормоны. Потому что всё — страшно: можно или нет, почему так, чем это может закончиться. Потому что всё — впервые: отношения, встречи, предательства. Нет, нет, ещё раз нет. С другой стороны, там, в этих волшебных пятнадцати, было столько азарта, столько свободы, столько веры в лучшее, что даже обидно: где же я всё растеряла? Эта подборка — 5 отечественных картин последних лет, где подростки пробуют и ошибаются, любят и расстаются, бегут, ищут, взрослеют. И пока не понимают своего настоящего счастья.
1. «14+» (режиссёр — Андрей Зайцев, 2014)
Кажется, весь мир ополчился против них: мёртвые серые многоэтажки, непонимающие родители, дотошные учителя, одноклассники, которым до всего есть дело. Когда хочется понимания, а в ответ лишь угрозы; когда нуждаешься в добром слове, а натыкаешься на упрёки; когда нужна поддержка, а тебе — «ты ничего не понимаешь». Пронзительная история первой любви Лёши (Глеб Калюжный) и Вики (Ульяна Васькович): любви неловкой, нежной, застенчивой. Той, что бывает только в 14 лет. И никогда не повторится.
2. «Как меня зовут» (режиссёр — Нигина Сайфуллаева, 2014)
Оля (Марина Васильева) и Саша (Александра Бортич) — давние и «крепкие» подруги: всё друг про друга знают, везде бывали, многое видели. Окончив школу, девушки отправляются из Москвы в Алупку, чтобы там встретиться с папой Оли, которого она никогда не видела. Но в самый ответственный момент Ольга трусит. И выдаёт за себя... Сашу.
3. «Тряпичный союз» (режиссёр — Михаил Местецкий, 2015)
Хватит о грустном и тяжёлом — далеко не все российские ленты, посвящённые молодёжи, мрачны и депрессивны (казалось бы!). Например, работа Михаила Местецкого, известного любителя абсурда и странноватых ситуаций. Ваня (Василий Буткевич) только что окончил школу. До поступления в институт, чтобы не сидеть у родителей на шее, парень решает подработать «в рекламном отделе». Ну, говоря честно, походить по улицам в образе куклы-надгробия, чтобы втюхать прохожим услуги ритуального агентства. Приехав однажды на кладбище, он знакомится с тремя странноватыми ребятами его возраста. И заводит с ними дружбу.
4. «Страна Саша» (режиссёр — Юлия Трофимова, 2022)
Для Саши (Марк Эйдельштейн) открыты все дороги — в 17 лет ты можешь запросто выбирать институт, отношения, будущее. Но он к этому не готов: не хочет брать на себя ответственность, не хочет делать выбор, не хочет ошибаться и признавать беспомощность. Немного угловатое, но от этого ещё более прекрасное кино дебютантки Юлии Трофимовой — то, что важно увидеть и в 17, и в 45. Чтобы не наделать ошибок, про которые написаны тонны книг.
5. «Межсезонье» (режиссёр — Александр Хант, 2022)
Фильм Ханта — вероятно, одно из самых сильных высказываний «о молодых» последнего времени: работа острая, яркая, бескомпромиссная. Обезоруживающая своей честностью и реалистичностью. Нарядная подростковая тусовка: оголённые плечи, алкоголь, горячие взгляды. Кто-то танцует, кто-то целуется, кто-то просто сидит в углу. В самый разгар веселья на пороге особняка возникают родители Саши (Женя Виноградова) — негоже в 16 лет зависать с ровесниками. Буквально через несколько дней она и её молодой человек Даня (Игорь Иванов) убегут от родных. Чтобы любить и делать собственную революцию. Фильм основан на трагедии, произошедшей в Пскове в 2016 году.