29 сентября в прокат выходит «Решение уйти» — детективная мелодрама от режиссера «Олдбоя». Давний поклонника Пака Александр Лунин посмотрел фильм заранее и остался разочарован.

Кратко:

Романтическая трагедия для большого экрана и пабликов со скриншотами. Пак Чхан-ук довел собственный стиль до совершенства — что дальше?

Подробно:

Детектив Хэ-джун (Пак Хэ-иль) выезжает на место то ли преступления, то ли несчастного случая: пожилой альпинист разбился, упав с немыслимо красивой скалы. Старик метил вещи своими инициалами, такая же татуировка (рядом с синяками) обнаружена у печальной брюнетки с китайским акцентом — его слишком молодой вдовы (Тан Вэй). «Вы, должно быть, шокированы», — замечает детектив. Та молча мотает головой.

Несмотря на безупречное алиби и сознательное поведение Со-рэ (она сиделка в хосписе для пожилых), Хэ-джун начинает следить за ней, не слишком таясь, засыпая по ночам в машине у ее дома, потом исподволь записывает ее разговоры по-китайски, потом она приглашает его к себе. Что это: профессионализм? Попытка отдохнуть от добропорядочной и скучной жены? Amour fou, безумная любовь, что бывает только на экране? Кажется, Со-рэ знает лучше.

   

Как известно, свет звезд доходит до Земли с большим опозданием — на миллионы лет позже превращения светила в белый карлик. «Решение уйти» видится отблеском дикого, но симпатичного Пака нулевых, который после завершения идеальной Трилогии о мести так и не смог создать ничего равновеликого. Оно и понятно: до высот (глубин?) ужаса «Олдбоя» или «Сочувствия господину Месть» не доходит практически никто — кончается кислород. Непонятно другое: зачем Пак, бывший кинокритик, принялся доводить до абсурдного совершенства тот эклектичный стиль, который когда-то произвел на Западе фурор, а теперь уступил место народным хитам о насущном вроде «Паразитов» и «Игры в кальмара»? Десять лет назад режиссер переехал в Голливуд, сменил пленку на цифру, а собственные тексты на сценарий актера из сериала «Побег», но не избавился от прошлых привычек ни тогда, ни вернувшись на родину.

Его киноязык кричащих, нет, орущих метафор вообще не предназначен для человеческого разговора. Когда в фильме Пака цитируют древних мудрецов, вопят от боли, каются в грехах или молча расчленяют друг друга — все идет хорошо. Когда любовь подается как факт или как результат гипноза — тоже. Но здесь в фокусе — рождение искреннего чувства, и автор этой криминальной трагедии в итоге торжественно пасует перед обоими жанрами. Хлеб и масло детектива — ответы на вопросы «Кто?» и «Зачем?» — очевидны с самого начала, остается только прояснить детали, чем нас и дразнят два часа (да и в деталях тут сидит не дьявол, а так, бесенок). Любовь показана миллионом жестов и взглядов — но ту же эмоцию куда лучше передает короткий и смешной тизер-трейлер; видимо, не зря Пак в последнее время снимает эстетские короткометражки на iPhone. В этих 138 минутах, конечно, все в порядке с символизмом синего и зеленого цветов, с актерской игрой и позерскими монтажными переходами, но между ними находится место и неуловимо вульгарным поворотам камеры, и плохой графике — будто глючит Матрица режиссерского почерка.

Это грустный рассказ о невозможности сбежать от себя, когда снова и снова повторяешь прошлое, чтобы удержать рядом незрелое чувство родства, и ключевое слово в нем — сопутствующий процессу «распад». Предыдущие паковские фильмы неизменно погружали в сладкий синефильский сон, зато пробуждение несло головную боль и шрам на груди, непременных спутников успешной операции на сердце. В этот раз с удивлением обнаруживаешь, что маэстро хирург решил ограничиться анестезией. 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: