10 сентября подошел к концу ежегодный кинофестиваль в Венеции. Александр Лунин сжато докладывает о главных картинах торжества.
Главная премьера
Если выбрать одну картину, которая ярче и полнее других суммирует настроения, политику и ценности смотра, картину, которая оставит след в истории, ей станет «Блондинка» Эндрю Доминика — фикшн-байопик Мэрилин Монро, где роль актрисы исполнила Ана де Армас. Это первый за декаду фильм культового в синефильских кругах австралийца, наиболее известного за эпический вестерн «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса»; история и гибель знаменитого бандита-налетчика значат для мифа о Диком Западе не меньше, чем краткая карьера Мэрилин для мифа о кино.
Доминик разрабатывал проект двенадцать лет, отталкиваясь от романа Джойс Кэрол Оутс. Авторка книги похвалила черновую сборку фильма: «Поразительная, блестящая, пугающая и, что самое неожиданное, очень феминистская интерпретация… Вряд ли кто-то из режиссеров-мужчин прежде добивался подобного».
Критики, признавая техническое совершенство фильма (работу с форматом кадра и миксование цвета с ч/б, атмосферу в духе фильмов Дэвида Линча, саундтрек Ника Кейва), не были столь единодушны. Вероятно, их и ваше отношение к «Блондинке» — это отношение к жертвенному образу Монро, нарисованному жестко и откровенно. Проверить самим, что перевесит в фильме — искренность или недостаток эмпатии, — можно будет на Netflix с 28 сентября.
А кто победил?
Золотого льва получил документальный фильм «Вся красота и кровопролитие» от Лоры Пойтрас, авторки «Citizenfour. Правда Сноудена». Ее новой героиней стала Нэн Голдин — фотохудожница и активистка, прошедшая путь от жизни на социальном дне Нью-Йорка до славы … и наркотической зависимости. Голдин, как и миллионы американцев, чуть не пала жертвой опиоидной эпидемии, развязанной компанией Purdue Pharma и их препаратом оксиконтином: рекламируемый как болеутоляющее, оксиконтин на деле вызывал сильнейшее привыкание. Вылечившись, Голдин пытается обратить внимание публики на связи владельцев компании, печально известного семейства Саклер, с арт-сообществом.
Решение жюри под председательством Джулианны Мур явно будут критиковать со всех сторон: на чей-то взгляд это чрезмерно политизированный жест, на наш — напротив, недостаточно смелый. Опиоидный кризис в США уже стал предметом тысяч судебных разбирательств, ему посвящены нескольких сериалов — возможно, стоило бы поддержать украинские фильмы конкурса, доки «Свобода в огне», «Киевский процесс» Сергея Лозницы или игровой «Люксембург, Люксембург»?
Выбор редакции
Вместе с жюри мы считаем, что дополнительно отмечать фильмы Мартина Макдоны, Алехандро Гонсалеса Иньярриту и Даррена Аронофски не стоит — внимание гарантировано им и без призов. Поэтому советуем обратиться к «Садовнику» Пола Шредера, показанному вне конкурса.
«Садовник» (в оригинале Master Gardener) продолжает длинную вереницу портретов угасающей маскулинности, которые Шредер пишет с 1976 года. На этот раз образ смурного мужчины с темным прошлым (здесь, судя по отзывам, неонацистским) примерил Джоэл Эджертон, а Сигурни Уивер сыграет богатую хозяйку поместья, чьим садом тот заправляет. Возвыситься над своим сюжетом фильму должно помочь протестантское воспитание Шредера, превращающее каждую его работу в размышление о вине и искуплении через насилие. Насилие, от которого мастер безуспешно пытается отказаться с 70-х — получится ли сейчас?