Ситуация: человек умер, всё в трауре, улус скорбит. Глава дал денег на похороны, на место усопшего наняли другого работника (сенокос ждать не будет), каждый сосед уронил скупую слезу памяти о таком милом, таком родном и таком молодом. Всё бы ничего, но во время отпевания этот человек, простой работяга Степан, взял да и воскрес. А после зажигательной катавасии ещё и отправился в этнографическую экспедицию вместе с художником Иваном, пообщался с шаманами, рассказал, почему важно, чтобы душа могла смотреть на мир через темечко. Честно говоря, по описанию похоже не то на фильм балканцев, не то на сценарий для «Битвы экстрасенсов». Но на деле — это сюжет нового фильма Любови Борисовой, ошеломляющего красотой и любовью к родной Якутии.
Ни для кого не секрет, что якутское кино за несколько лет стало единовременно и брендом, и феноменом, и настоящей притчей во языцех. Фильмами там занимаются буквально все: снимают, играют, помогают, пишут, смотрят, выпускают и поддерживают. Кто-то говорит, что это связано с количеством талантов на квадратный метр, кто-то — с подлинным интересом к искусству, кто-то — с искренним желанием делиться историями, которые беспокоят и увлекают, ковыряться в деталях, рассказывать обо всём «как для своих». Ясно одно: при шероховатостях и некой наивности Якутия — всегда ярко, необычно и смело.
Здесь всё буквально соткано из солнца и улыбок: загорелые лица открыты, колоритны и приветливы, лучики проникают в каждый уголок нехитрых домов, природа манит. Прошлый век, один путь, якутский язык, два совершенно разных человека, которым на роду написано быть рядом. Иван, сын священника (Дариус Гумаускас), — вдумчивый мужчина, который буквально пышет спокойствием; Степан (Александр Чичахов) — этакий вечный ребёнок, умеющий радоваться каждой пташке и всякой мошке, Лазарь, что после воскрешения получил редкую возможность не просто жить, а видеть красоту. Надо сказать, Степан, оставшись без Ивана, действительно очень сильно рискует: он не умирает, но впадает в летаргический сон, и лишь второй чётко знает признаки, особенности, пульс. Поэтому единственный способ не быть похороненным заживо — присоседиться к поездке Ивана (пусть даже для этого придётся спрятаться в расписном сундуке!), в которой тот планирует сфотографировать местных жителей, поговорить с ними о житье-бытье, собрать для музея предметы быта. Вся картина и сама напоминает огромный пёстрый сундук: с баснословным количеством деталей (даже страшно подумать, какая подготовительная работа была проведена), национальными костюмами, ритуалами (в съёмках участвовал театр «Олонхо»), народными песнями, общением с духами, фотографиями Попова, которые будто бы оживают на экране.
«Не хороните меня без Ивана»(«Кэрэни көрбүт») — настоящий гимн жизни, кино с названием сколь тяжеловесным, столь удивительно точным. Штучный товар, ручная работа. Борисова ловко сплетает подлинные рассказы (в основе фильма — реальная история жизни и творчества Ивана Васильевича Попова, основоположника якутского профессионального изобразительного искусства) и выдумку, шаманство и переживания, профессиональное и честное (исполнитель роли Степана — человек без профильного образования, органике которого позавидуют многие актёры). Говорит уверенно и просто, не боится параллелей с тем же Кустурицей или «Счастливым Лазарем» Аличе Рорвахер, на любые недочёты отвечает не агрессией, а улыбкой. И ещё раз доказывает, что в поход за красотой, способной сделать тепло на душе и легко на сердце, может отправиться каждый, а радоваться стоит и встречам, и леденцу на палочке, и солнцу, которое на самом-то деле никогда над нами не садится. В любом возрасте и в любой момент. Главное — не проморгать.
Автор - Катя Нечитайло