Всякий фестиваль — огромная концентрация свежего и нового, слепок времени, стремительная панорама фильмов, которые мы увидим в ближайшее время. Диктующая смыслы и определяющая направления, указывающая на проблемы и подчёркивающая находки, подсвечивающая вечные темы и берущая в фокус вопросы, волнующие здесь и сейчас. Эта подборка — 5 разноплановых историй, представленных в рамках «Зимнего», о людях, пытающихся разобраться с переживаниями и невзгодами, найти выход и не ранить близких, быть рядом в самое непростое время. Во всех смыслах этого слова.

«Рядом» (режиссёр — Тамара Дондурей)

Камера наблюдает (оператор — Всеволод Ледовский), камера следит, камера не отпускает ни на шаг: при просмотре этой ленты в какой-то момент становится даже неловко, что ты постоянно подглядываешь за другим человеком. Кира (Екатерина Филиппова) работает архитектором, редко навещает мать, живёт со своим молодым человеком. Планы — громадные, жизнь — длинная. Но всё — счастье, покой, беззаботность — рушится в один миг, когда смерть тихонько стучит в двери. Несколько затянутая, но максимально подробная лента Дондурей — путешествие внутрь переживаний и деликатная попытка ещё раз понять, что самое важное в жизни — быть рядом с собой, с близкими, с теми, кого любишь. Пока не стало слишком поздно.

 

«Волны» (режиссёр — Михаил Брашинский)

Ещё одна картина о переживании ухода родного человека, но уже не через попытку договориться с прошлым, а при помощи тех, кто сильнее. Когда у Олега (Владислав Абашин) погибла супруга, он решил кардинально покончить с былой жизнью: собрал рюкзак, уничтожил телефон, уехал в леса. И там наткнулся то ли на сообщество, то ли на Семью, то ли на секту. Существуют здесь просто и понятно, с внешним миром почти не общаются, после 65 лет — не живут. Кино сколь сложное и даже тяжеловесное, столь необычное и завораживающее неожиданностью финала. 

«Айта» (режиссёр — Степан Бурнашёв)

Якутское кино — направление, за которым ужасно интересно наблюдать: здесь наивность граничит с предельной честностью, сложность — с искренностью, ограниченность в бюджете — с огненным желанием рассказать историю, которая по-настоящему волнует. «Айта» Бурнашёва, погружающая зрителя в мир якутских разборок после гибели юной девушки, — рассуждение о мести и справедливости, поиск правых и виноватых, разграничение мира на тех, кто свой, и тех, кто только им притворяется. В основе картины лежат реальные события.

«Меньшее зло» (режиссёр — Виктор Шамиров)

Прошлые любови — дело тонкое: почему всё так, а не иначе, зачем ты тогда поступил подобным образом, с какой целью другой человек решил навсегда уйти из твоей жизни. За одним столом собираются четверо: супружеская пара, их друг и практически случайная бойкая девушка. Кто бы знал, что этот вечер изменит жизнь каждого из них. Если вы тоже в восторге от сериала «Большая секунда», ни в коем случае не проходите мимо этого камерного фильма с отличными диалогами и тонкой иронией на тему мужско-женских отношений.

«Доктор» (режиссёр — Артём Темников)

Христофоров (Сергей Пускепалис), человек порядочный, но странноватый, много лет работает в психбольнице для детей. И раздражает здесь всех и каждого: коллег, потому что относится к пациентам как к взрослым; родителей, потому что не хочет слушать их нытьё; самого себя. Потому что живёт с больной мамой, выпивает, никак не может сделать предложение любимой женщине. Разумеется, фильм Темникова в первую очередь назовут последней ролью Пускепалиса. Но на деле это не только действительно филигранная актёрская работа, но и по-настоящему точное и тёплое кино для семейного просмотра, способное врачевать сердца и души. А это, согласитесь, большая редкость в наше непростое время.

Автор Катя Нечитайло