Берлинале этого года показало основные тенденции в развитии кино. Во-первых, впервые с 2016 года первый приз фестиваля достался документальной картине — трогательной картине о психиатрической лечебнице в центре Парижа. Во-вторых, в списке участников традиционно наблюдается плеяда фильмов с социальным подтекстом — выступающих за женское разнообразие, антиколониальную повестку и внимание к ближнему. Мы выбрали 10 фильмов, дающих наиболее полное представление об одном из главных кинофестивалей мира.
- 1. «Sur l'Adamant»
- 2. «Afire»
- 3. «The Survival of Kindness»
- 4. «The Adults»
- 5. «Limbo»
- 6. «Aatmapamphlet»
- 7. «Past lives»
- 8. «20.000 especies de abejas»
- 9. «Mal Viver»
- 10. «Musik»
«Sur l'Adamant»
Реж. Николя Филибер
Это первый документальный фильм, получивший главный приз Берлинале, после «Fire at Sea» 2016 года. 11-й фильм французского документалиста Николя Филибера рассказывает о «Centre de jour l’Adamant», психиатрическом центре на плавучей конструкции, расположенном посреди реки Сены в центре Парижа и сосредоточенном на творческих потребностях своих пациентов. Это увлекательный и позитивный фильм, проповедующий чуткий и культурно-ориентированный подход к психиатрической помощи.
«Afire»
Реж. Кристиан Петцольд
Последний фильм немецкого сценариста и режиссера Кристиана Петцольда — второй в запланированной трилогии, основанной на базовых элементах. Фильмы Петцольда объединяют много вещей, но редко они бывают такими смешными, как этот дискурсивный рассказ о неуверенном в себе писателе, пытающемся закончить свою книгу. «Afire» — это бескомпромиссная работа мастера не только на концептуальном и стилистическом уровнях, но и с точки зрения эмоциональности.
«The Survival of Kindness»
Реж. Рольф де Хир
Героиня, указанная в титрах как Черная женщина (Мваджеми Хусейн), сбегает из клетки посреди пустыни и направляется к цивилизации, чтобы выполнить свою миссию. «The Survival of Kindness» голландско-австралийского режиссера Рольфа де Хира описывается как бессловесная визуальная притча о колониализме и непреходящих травмах, которые он наносит.
«The Adults»
Реж. Дастин Гай Дефа
Режиссер Дастин Гай Дефа может быть знаком фестивальной публике по его превосходной работе 2017 года «Ты — мне, я — тебе». Теперь Дефа показал меланхоличную историю взрослых братьев и сестер, пытающихся возродить свои хрупкие отношения.
«Limbo»
Реж. Иван Сен
Последний фильм от австралийского режиссера Ивана Сена рассказывает историю детектива Трэвиса Харли в маленьком городке по добыче опалов в австралийской глубинке. Трэвис расследует нераскрытое убийство девушки-аборигенки, совершенное 20 лет назад. Иван Сен, который также отвечает за операторскую работу, монтаж и музыку к фильму, создал потрясающий нуар в необжитой местности — это жесткая, но полная сострадания работа.
«Aatmapamphlet»
Реж. Ашиш Бенде
Дебютный фильм Ашиша Авинаша Бенде призван принести в мир немного радости трогательной историей о первой и безответной любви. Играя с эстетикой болливудского кино, «Aatmapamphet» рассказывает историю мальчика из Индии 1990-х годов, который влюбляется в одноклассницу. Поскольку социально-политический ландшафт вокруг них меняется, фильм стремится доказать, что, хотя первая любовь и может быть мимолетной, сила дружбы лежит гораздо глубже.
«Past lives»
Реж. Селин Сон
Для своего дебютного фильма канадский драматург корейского происхождения Селин Сонг выбрал полуавтобиографическую историю о двух друзьях детства, которые встречаются взрослыми после многолетней раздуки. В Нью-Йорке они сталкиваются с понятиями любви, дружбы, времени и судьбы. Особое внимание уделяется корейскому понятию «Ин-Юн» — чувству провидения применительно к моментам, связывающих людей в их прошлых жизнях.
«20.000 especies de abejas»
Реж. Эстибализ Урресола
Ранее Эстибализ Урресола отметился короткометражкой «Chords» на Каннской неделе критиков. Действие его нового фильма происходит в деревне Страны Басков, и этот фильм — чистый праздник женской силы и разнообразия.
«Mal Viver»
Реж. Жоао Канижу
Жоао Канижу привез в Белин два фильма: «Плохую жизнь» (Mal Viver), участвующую в в основном конкурсе, и «Жизнь плохую» (Viver Mal). Действие обоих фильмов происходит в отдаленном захудалом отеле в Португалии, но в фокусе внимания оказываются разные персонажи. «Плохая жизнь» рассказывает о семье женщин, управляющих отелем — их жизнь отравлена тайнами, секретами и ложью.
«Musik»
Реж. Анжела Шанелек
Анжела Шанелек из Германии, получившая в 2019 году Серебряного медведя за режиссуру «Я был дома, но…», возвращается на Берлинале с «Музыкой» — фильмом, который переосмысляет миф об Эдипе в современных реалиях.