Самый известный российский режиссер – Тимур Бекмамбетов, автор «Дозоров» и «Иронии судьбы». Самая влиятельная американская киностудия – Universal. И самая блистательная голливудская актриса – Анжелина Джоли. Смешав эти три компонента, мы получим «Особо опасен» - самый громкий фильм года, премьера которого состоится в июне.
Ни одному иностранному режиссеру Голливуд не выдавал таких кредитов доверия. И таких бюджетов. 150 миллионов долларов – сумма, которую студия Universal вручила Тимуру Бекмамбетову на производство «Особо опасен». Цифра, кстати, увеличилась почти втрое, когда на главную роль Бекмамбетов заполучил (причем, без помощи голливудских боссов, а исключительно благодаря собственному дару убеждения) главную голливудскую звезду Анжелину Джоли. Поразительные достижения для человека, который еще 10 лет назад снимал рекламные ролики для банка «Империал» (серия «Всемирная история»). Легенда гласит, что именно «Дозоры» помогли Бекмамбетову выйти из сумрака отечественного кинематографа. Иностранные продюсеры, впечатлившись тем, как мастерски Тимур расправлялся с Останскинской башней в «Дозорах» и нарушал законы гравитации, заставляя автомобили ездить по стенам, решили, что ему по силам справиться и с типично американской историей. В итоге, от оригинального комикса Марка Миллара Wanted мало, что осталось. Впрочем, при всей фантастичности сюжета – люди, наделенные сверх-способностями, мистическое Братство ткачей, - история получилась более, чем реалистичной. Типичный представитель офисного планктона Уэсли (Джеймс МакЭвой) внезапно понимает, что был рожден вовсе не для того, чтобы просиживать за компьютером по 8 часов в сутки. Разобраться с тем, что предначертано судьбой, Уэсли помогает таинственная красавица Фокс (Анжелина Джоли) и харизматичный старик Слоан (Морган Фримен). Создатели фильма убеждены, что «Особо Опасен» обречен стать культовым, встав в один ряд с «Бойцовским клубом» Финчера. Накануне премьеры Тимур Бекмамбетов рассказал «ВД» о том, каково быть режиссером, которому позволено, если не все, то очень многое.
Тимур, вы верите в судьбу?
Все «Дозоры» и «Ирония…» этому были посвящены. В «Особо опасен» есть даже станок судьбы. Так что да, безусловно верю.
Ваша судьба в последнее время как-то все больше связана с заграницей. Съемки «Особо Опасен» шли по всему миру, над «Иронией судьбы-2» вы работали в Праге. Вам просто не комфортно творить на родине?
Дело в не комфорте. Есть более важный момент – катастрофически высокая стоимость производства в Москве. Безумные цены, которые не обоснованны ни качеством работы, ни продуктом, ничем….
Насколько я знаю, на главную женскую роль в «Иронии…» вы приглашали Милу Йовович, но актриса отказалась. Получить согласие Джоли на участие в «Особо опасен» оказалось проще?
Да, для «Иронии…» мы действительно очень долго вели переговоры с Милой, неоднократно встречались в Лос-Анджелесе, но так и не договорились. Со стороны, может, и не заметно, но она очень стесняется быть русской. Это, как мне кажется, ее большая психологическая травма. С Джоли я тоже встречался лично – пригласил ее на ужин, ради которого пришлось слетать в Новый Орлеан. Мы очень душевно поговорили, я рассказал ей о фильме, после чего пять дней нервничал, ожидая ответа, – она попросила время подумать. В итоге ее «да» сняло с моих плеч огромный груз.
Пришлось понервничать, потому что без Джоли фильм бы не состоялся? Почему вообще вам нужна была именно она?
С ее появлением в проекте стало возможно многое из того, что казалось неосуществимым. Для американских боссов участие Джоли было своего рода гарантом успешности картины. Таким образом, одно ее присутствие защищало меня от вмешательства людей, которые могли помешать реализации моих задумок.
Получается, что с вашей стороны это был чистой воды просчет? Вам лично вообще она как актриса нравится?
У Джоли есть невероятная сила, которая была необходима фильму. На мой взгляд, она, без преувеличения, одна из немногих настоящих кинозвезд. Да, она требовательна. Но прежде всего к самой себе. Главное для меня было найти с ней точки соприкосновения и обозначить общие цели. Она очень внимательно относится ко всему, что касается карьеры. И все те договоренности, которых мы достигли в самом начале нашего общения, пришлось соблюдать. Нельзя было отступать от них ни на шаг.
То есть конфликты все-таки случались?
Скорее, забавные ситуации. Мы должны были снимать сцену в супермаркете, где Анжелина прячется за полками, а пуля пробивает стоящие коробки и вылетает в миллиметре от ее лица. У нас не было времени обсудить эту сцену с ней, и я просто дал задание пиротехникам готовить коробки к взрывам. Когда же Джоли приехала на площадку и узнала, что мы снимаем и как, она предложила свой вариант — чтобы пуля пролетала незаметно, без взрывов, и выскакивала как бы неожиданно. Я был с ней согласен, это было правильно и очень элегантно. Но что делать с пиротехниками, которые работали всю ночь? Сказать им, что делаем иначе? Или сказать Анджелине: «Нет, будет как я решил»? Дилемма. Словом, я просто решил оставить все как есть и ничего ей не говорить. А во время съемки, когда пуля летела, как мы и задумали, мы крупным планом получили лицо Анжелины со всей ее ненавистью и презрением к нам. Идеальный кадр, как раз то, что нужно… Этот кадр, кстати, можно увидеть в одном из трейлеров фильма.
Кстати, о спецэффектах. «Матрицу» удалось переплюнуть?
Во многом, и благодаря компании Kraftway. Я, кстати, достаточно долго искал подходящего партнера – мне нужен был не просто поставщик оборудования, а, скорее, единомышленник. В «Особо опасен» более 1000 фрагментов, в которых использовались компьютерные спецэффекты. Есть полностью «компьютерные» сцены с использованием виртуальных дублей актеров. Не буду вдаваться в подробности – придете в кино, сами все увидите.
Я так поняла, что вас не пугает торжество компьютерных спецэффектов в современном кинематографе?
Ничего пугающего я в этом точно не вижу. Эта индустрия только начинает развиваться, но, если компьютерные спецэффекты существуют, глупо было бы ими не пользоваться. В конце концов, не от компьютера зависит, удачным получится фильм или нет. Это обычный инструмент, как, например, бензопила. Вы же не станете валить дерево вручную, если у вас есть при себе пила и вы знаете, как с ней обращаться? Тоже самое и со спецэффектами. Нужно пользоваться ими, но делать это грамотно.
Думаю, ни для кого не будет сюрпризом то, что ваш фильм сделан по последнему слову техники. А откуда в «Особо опасен» появился автомобиль марки «Жигули»? Если меня не подвело зрение, именно он фигурирует в рекламном трейлере?
Да, «Жигуль» присутствует. И управлять им, кстати, будет Джоли. Есть эпизод, когда она гонится за поездом на «копейке» и влетает в него прямо на полной скорости. Анжелина говорила, что она в восторге от «Жигулей». И, знаете, рядом с Джоли даже «копейка» смотрится стильно.
Еще один реверанс в сторону русских – Константин Хабенский…
Можно сказать и так. Я понимал, что делаю фильм не только для западной публики, но и для России, поэтому и пригласил Костю, которого у нас любят и знают.
Можно сказать – пригласили по дружбе. Он же у вас снимался и в «Дозорах», и в «Иронии..»…
Называйте это, как хотите. Я выбирал актеров, которые лично мне ближе и симпатичней. Константин Хабенский – сильный артист с невероятной энергетикой. Стоило ему выйти на площадку, и он тут же обаял всех – и Моргана Фримена, и Джоли.
Российские актеры могут конкурировать с западными коллегами, или уровень голливудских звезд все-таки повыше?
Нет, не выше. Наши артисты, по крайней мере те, с которыми я работаю, самого высокого уровня.
Далеко не каждому режиссеру, тем более, русскому, Голливуд смог бы доверить бюджет в $150 млн. Вас в Америке несомненно признали. Не планируете окончательно перебраться туда?
В Америке я нанятый сотрудник, здесь я продюсер, у меня больше свободы по статусу. Кроме того, американская индустрия кино сейчас находится на пике своего развития. Нам это только предстоит. И вот увидите, все самое интересное будет происходить здесь, в России. Причем, уже очень скоро.
Фильм Тимура Бекмамбетова «Особо опасен» смотрите в кинотеатрах с 26 июня.
Детали:
- Работа над фильмом «Особо Опасен» шла два года. Съемки начались в апреле 2007 года и продолжались вплоть до осени. Снимали в Чикаго, Нью-Йорке и Праге, где съемочная площадка переместилась в настоящий средневековый замок, ставший по сценарию обителью Братства Ткачей.
- На главную роль пробовались актеры Эштон Катчер, Пол Уокер, Джош Хартнет. Кандидатуру МакЭвоя, предложенную Бекмамбетовым, утвердили не сразу, поскольку студия посчитала, что он недостаточно известен.
- Для работы над «Особо Опасен» Бекмамбетов вывез в Голливуд свою команду, с которой он работал над «Дозорами» и «Иронией». К ним присоединились голливудские коллеги - продюсер Джим Лемли, Джон Майр, художник-постановщик «Чикаго» и «Мемуаров гейши» (за оба фильма он получил «Оскара»), композитор Дэнни Эльфман, автор музыки к легендарному сериалу «Симпсоны».
- Костюмы для героев шили по специальному заказу Armani и Brioni.
- Общая стоимость компьютерного оборудования, установленного в студии режиссера, превысила 1 миллион долларов.