В московский прокат выходит фильм Мартина Скорсезе The Rolling Stones. Shine a Light (Да будет свет). Казалось бы, зачем непревзойденному мастеру психологических драм и гангстерских саг опускаться до фильма-концерта? Но на то он и один из ведущих режиссеров современности, что к любому материалу у него уникальный подход. К тому же, оскароносец и обладатель почти полного набора других кинонаград — не чужак в мире рок-н-ролла.

Пока были живы «Битлз», Мик Джаггер и его команда оставались на вторых ролях. Но вот уже почти сорок лет как они на высшей ступеньке планетарного рок-пьедестала. Rolling Stones пережили не одну волну популярности и до сих пор регулярно собирают целые стадионы поклонников всех возрастов. В их число, оказывается, давно входит и Мартин Скорсезе. Недаром в его фильмах с подозрительным постоянством звучит суперхит «Роллингов» Gimme Shelter. Вообще, у Мартина уже есть опыт создания авторского музыкального фильма — «Последний Вальс» о The Band, культовой команде 60-х, и «Концерт Нью-Йорку». Кроме того, он снял ленту о Бобе Дилане, не говоря уже о видео Майкла Джексона. Но с главными рокерами планеты дело обстоит совсем по-другому.

«Это же просто концертное видео», — скажут скептики про его первую за три года серьезную работу. Трудно не согласиться, но Скорсезе снял живое выступление любимых рок-мамонтов так, как если бы Сальвадор Дали нарисовал маршрут проезда к супермаркету – вроде обычная схема, но каждая линия в ней совершенна. Здесь нет ни одного неудачного плана, ни одной нелогичной монтажной склейки. А приправив фильм лирическими отступлениями и фрагментами старых интервью («Сколько, по-вашему, еще просуществует группа?» — «Ну, может быть год…»), режиссер сдул с героев лишнюю бронзу, присущую их статусу. И оказалось, что перед нами веселые ребята, пусть и пенсионного возраста.

Скорсезе пригласили сами музыканты. По словам Джаггера, они долго думали над кандидатурами и решили, что для начала стоит попробовать уговорить Марти. «Приятно начинать с лучшего». Кстати, гитарист «Роллингов» Кит Ричардс — ярый фанат Скорсезе и знает практически наизусть реплики большинства его фильмов, особенно колоритному гитаристу запали в душу «Славные парни». Надо ли говорить с каким пиететом обе стороны относились друг к другу во время съемок.

Первоначально к идее снять фильм-концерт рок-легенды подошли с присущим им размахом: Мик предлагал увековечить грандиозное шоу на пляже в Рио-де-Жанейро, на котором зрителей должно было набраться под миллион. Но хитрый Скорсезе, углядев в этом подвох и банальщину, предложил сделать как раз наоборот и был тысячу раз прав. На уютной сцене театра Бэкон в Нью-Йорке «Роллинги» смотрятся необычно, свежо и очень по-домашнему. Благодаря неожиданной камерности режиссер смог поймать в сети объективов ту самую «химию» группы, которая держит их вместе вот уже 40 лет, и которую прежде никто толком не видел. Для этого Скорсезе провел немало времени в гримерке, выпивая по ходу дюжину галлонов кофе и мужественно (у Мартина астма) глотая дым бесконечных сигарет Ричардса.

Так на экран попали закулисные, нарочито бытовые зарисовки рабочих будней нестареющей четверки, их беседы за жизнь и просто забавный и ни к чему не обязывающий треп. В кадре есть и сам синьор Скорсезе с неповторимым кокетством жалующийся, что его, мол, никто не слушает и вообще он не понимает, что здесь происходит. Но на самом деле все происходило под чутким контролем режиссера. По признанию музыкантов, они и не подозревали, что на сцене так много камер. Скорсезе старался не напоминать своим героям о присутствии съемочной группы. Так же он поступил и со зрителем. На экране мы видим не «фильм легендарного мэтра о Rolling Stones», а просто картину о Rolling Stones. Режиссер, если угодно, прикинулся электриком, отвечающим за техническое обслуживание божественного света, исходящего от Джаггера и компании. Этот свет уже ждет вас в кинотеатрах. Но за место в сердцах поклонников рок-н-ролла Скорсезе еще придется побороться: главные мелодии и ритмы нашего времени были уже не раз запечатлены лучшими режиссерами.

Смотрите фильм Мартина Скорсезе «The Rolling Stones. Shine a Light» в кинотеатрах города с 17 июля.


7 лучших фильмов о рок-музыкантах

Фильмов о музыкантах очень много: хороших и разных. А в золотом фонде кинолент про рокеров чего только не сыщешь, и если Скорсезе сделал уютный домашний фильм, то остальные...

Концептуальный
Пожалуй, главный фильм о роке – «Дорз» Оливера Стоуна. Режиссер в молодости был прекрасно знаком с Моррисоном и Манзареком – они вместе учились (рокеры-интеллектуалы первоначально планировали посвятить свою жизнь кино) и поэтому желание снять фильм про них было вполне логичным. Вэл Килмер словно был рожден, чтобы влезть в шкуру идола 70-х, но впоследствии эта роль стала для него своеобразным проклятьем. С каждой новой работой актер все болезненнее ронял однажды поднятую так высоко планку. Он не только был удивительно похож на Морриссона, но спел «под него» так, что, по легенде, даже сами участники группы не смогли отличить его вокал от оригинала.

В картине удачно все: великолепная актерская игра, уверенный стоуновский монтаж и, конечно, великая музыка. Но ложкой дегтя стало желание автора «Взвода» заострить сюжетный конфликт. На первый план он вывел противоречия в группе, превратив остальных музыкантов в завистников и прихлебателей гениального фронтмена. Кто спорит, так интереснее, но ведь известно, что сам Моррисон на дух не переносил подобные намеки. К тому же, творцом уникального звучания коллектива был Манзарек, а значительное количество мелодических находок принадлежало Кригеру.

Безбашенный
Самой лихой картиной о музыкантах стали «Круглосуточные тусовщики» Майкла Уинтерботтома о суровых буднях эпохального для английской культуры лейбла Factory Records и его главы Тони Уилсона. За пару экранных часов перед зрителем проносится вся история манчестерской сцены с конца 70-х и до конца 90-х. Тут и культовый клуб «Гасиенда», и New Order, и великие в своей нелепости и нелепые в своем величии Happy Mondays. Наркотики, секс, смех и еще раз смех. Реальные герои минувших рок-н-рольных дней, то и дело мелькающие на экране, прямо в камеру выдают свои убийственные комментарии по только что разыгранным актерами сценам. Фильм наглядно доказывает, что глупость не помеха исторической значимости, и, кто знает, может именно благодаря, а не вопреки своему отчаянному разгильдяйству те же Happy Mondays смогли-таки оставить яркий след в мировой музыке.

Шуточный
В далеком 1984-м жанр мокьюментари (снятая под документалку фальшивка) была в диковинку и многие приняли шедевр Роба Рейнера «Это - Spinal Tap!» за чистую монету. Пародийный репортаж о турне стареющих монстров рока, очень похожих на Black Sabath, буквально перевернул мир. Авторам-комедиографам удалось собрать воедино все штампы и клише, связанные с роком, и довести их до абсурда. Так, выдуманная история коллектива насчитывает пару десятков барабанщиков, каждый из которых неизменно умирает странной смертью. Что там говорить, даже на их усилителях было 11, а не 10 делений громкости! Но жизнь оказалась еще смешнее: несуществующий Spinal Tap повлиял на мировую культуру гораздо сильнее большинства вполне себе настоящих рокеров. Название давно стало нарицательным, а сама группа время от времени на полном серьезе собирается вместе и выдает вполне успешные шоу на весьма крупных площадках.


Эпический
Не сделать фильм про Рэя Чарльза Голливуду было бы просто неприлично. Тяжелая судьба и сказочный успех вопреки слепоте, – вся его жизнь похожа на увлекательный сценарий. И вот в 2004 году Тейлор Хекфорд с картиной «Рэй» исполнил тайное желание всех поклонников уникального хриплого баритона. Исполнитель главной роли Джейми Фокс самому певцу понравился настолько (неужели ничего не видящий Чарльз разбирается в кино?), что тот даже разрешил использовать свои оригинальные записи в саундтреке. К тому же, как выяснилось роли музыкальных легенд в почете у киноакадемии, и в итоге Фокс разжился «Оскаром». Ни чуть не меньше повезло и Марион Котийяр, которой перепала золотая статуэтка за воплощение на экране главной французской певицы Эдит Пиаф в фильме «Жизнь в розовом цвете». Искусство требует жертв, а потому писаная красавица из «Такси» не побоялась выглядеть на экране старой и непривлекательной, и сыграла так, что от ее бенефиса просто мурашки бегут.

Светлый
Самым позитивным и жизнеутверждающим фильмом о роке стал «Почти знаменит» Кэмерона Кроу. Юный (15 лет!) талант от журналистики Уильям Миллер (Патрик Фьюджит) по заданию журнала Rolling Stone поехал в турне с великими и ужасными Stillwater (во многом смахивающие на Led Zeppelin) и, что называется, без закуски хлебнул настоящего рок-н-ролла с пивом, наркотиками, фанатками и вообще перманентным угаром. По сути «Почти знаменит» - добротно сбитая комедия положений, ни больше, ни меньше. Но в фильме важна не столько сюжетная составляющая, сколько с любовью и ностальгией воссозданная режиссером атмосфера эпохи Вудстока, хиппи и ЛСД. А за такую влюбленность в материал (Кроу сам работал в Rolling Stone в лихие 70-е), хочется простить все ляпы вроде звучащей песни Burn группы Deep Purple, которой на момент описываемых событий еще не существовало. Добрые сказки в Голливуде любят и награждают, – за свой сценарий Кроу получил «Оскар».

Противоречивый
Самой танцевальной картиной, пожалуй, стала «Студия 54» Марка Кристофера о знаменитом нью-йоркском клубе. Главный герой Шэйн (Райан Филипп), симпатичный молодой человек устраивается барменом в главное заведение эпохи диско и с головой погружается в спорный рай танцполов и сексуальных экспериментов. Но неглупый фильм с тщательно прописанной психологией и небанальными конфликтами натерпелся от рук продюсеров. В один прекрасный день шефы студии Miramax вдруг бросились переделывать уже готовое серьезное кино под кассовые лекала. Поубавили беспредела, подравняли персонажей под мейнстримовые стандарты. Но на двух стульях усидеть нельзя, и даже угробив неординарное произведение, непоследовательные кинодельцы не смогли снять пенки с проката. Не помогли даже великолепные Майк Майерс с Сэльмой Хайек. Справедливость восторжествовала только с выходом на DVD режиссерской версии. Надо ли добавлять, что смотреть рекомендуется только ее?

Стильный
Голландский фотохудожник и режиссер Антон Корбайн всю свою жизнь положил на визуализацию музыки, снимая клипы и фотографируя Depeche Mode, U2 и еще вагон и маленькую тележку команд мирового значения. Его эстетский черно-белый «Контроль» рассказывает о личных и творческих муках лидера легендарных Joy Division Яна Кертица (Сэм Райли), который, страдая от тяжелой болезни и разрываясь между женой и любовницей, пачками сочинял свои депрессивные нетленки, а потом взял, да и повесился. Корбайн, прекрасно чувствующий музыку, сумел филигранно настроить изображение на ту же волну, что и песни Joy Division. Так что всем поклонникам Love will tear us apart и She’s lost control реальность, оживавшая на экране, была уже знакома.