Последние месяцы актриса Ксения Раппопорт живет в ускоренном фестивально-премьерном темпе. Сначала она получает премию на «Кинотавре». Потом летит в Венецию открывать кинофестиваль. А затем в срочном порядке возвращается в Москву на премьеру фильма Серебренникова «Юрьев день», где играет главную роль. Несмотря на безумный график, «ВД» ухитрился ненадолго «поймать» звезду.
То, что для других является целью жизни, у Ксении выходит само собой. Она стала первой русской актрисой, удостоившейся чести вести Венецианский кинофестиваль. Причем, в ходе церемонии открытия умудрилась разыграть самого Брэда Питта. Вручив ему награду в номинации «Лучший актер», за которой Брэд не смог приехать в прошлом году, Ксения добавила, что у нее есть «еще один подарок». И протянула голливудской звезде желтый цветок. Когда же довольный Питт расплылся в улыбке, ему сообщили, что цветок на самом деле предназначен его другу, Джорджу Клуни.
Вообще, в Европе Ксения пользуется большой популярностью. В 2006 году она сыграла главную роль в фильме культового итальянского режиссера Джузеппе Торнаторе «Незнакомка» и получила за нее престижную премию «Давид ди Донателло» - своеобразный итальянский «Оскар». А в октябре этого года выходит фильм «Человек, который любит», где Ксения играет вместе с Моникой Белуччи.
Общаясь на равных с западными мегазвездами, Ксения не делает из этого медиа-шумихи. Интервью дает неохотно, отечественную светскую тусовку вниманием не жалует. Как для любого, по-настоящему талантливого человека, главные события для нее — те, которые происходят внутри. В очень непростом фильме Кирилла Серебренникова «Юрьев день» Раппопорт сыграла оперную певицу, которая, переосмысливая свою жизнь, превращается в тюремную уборщицу.
«Юрьев день» - это очередное грустное кино на тему: «Как все плохо в российской провинции»?
Я так не считаю. Для меня этот фильм, скорее, притча о потерях. О том, что иногда потеря всего приводит к обретению себя. Это фильм о Пути, причем этот Путь не приводит к какому-то конкретному результату. Мне кажется, для зрителей это даже интереснее. Есть возможность додумать, совершить такое мысленное путешествие. У меня не было ощущения «грустного» кино, когда я прочла сценарий. Наоборот, это история сильная и бескомпромиссная. Есть человеческая логика, а есть божественная. И Юрий Николаевич Арабов написал об их столкновении.
Ваша героиня — успешная оперная певица. Вы — успешная молодая актриса. Не находите параллелей?
Нет. Это другой человек, другой характер. Возможно, я находила кое-какие параллели в отношениях матери и ребенка. Не более того.
Говорят, съемки проходили в очень тяжелых условиях. Зима, в городе нет гостиниц, в магазинах — продуктов. Все действительно так ужасно? В «Грузе-200», если вспомнить, российская глубинка тоже была убийственной.
Мы снимали в небольшом городке Юрьев-Польский с населением в 25 тысяч человек. Там нет ни одного театра, ни одного кинотеатра. Люди ставят своих детей на очередь в детский сад при рождении. Они успевают вырасти, а очередь еще не дошла. Становится грустно... С другой стороны, если люди даже в таких городах живут, растят детей, радуются жизни, улыбаются и ходят в храм... Еще не известно, кто из нас правильнее живет.
Это ваш первый опыт работы с Кириллом Серебренниковым. Вам понравилось?
Мне работалось исключительно интересно. Кирилл — удивительный человек. Очень самобытный художник, не похож ни на кого. Мне кажется, мы нашли общий язык.
Давайте теперь о Венеции. Расскажите вашу версию истории с цветком для Клуни.
Дело в том, что в прошлом году Питт получил приз за лучшую мужскую роль и не смог его забрать. Мы решили вручить ему приз в этом году, чтобы он получил аплодисменты и внимание зала. А, поскольку он приехал с Джорджем Клуни, мне сказали, что Клуни обидится, если вы ему что-нибудь не скажете. И тогда я говорю: «Ну, давайте я передам ему цветок через Питта». Вот так все и вышло. Это было абсолютно не в регламенте церемонии.
И что Клуни?
Ну, ему было приятно.
А какие чувства вы испытали, когда вас поцеловал сам Брэд Питт?
Никаких. Во время этого поцелую я думала про то, что надо как-то вести церемонию. Что-то говорить, что-то делать.
Вы вели церемонию на итальянском. Это после съемок «Незнакомки» Торнаторе вы его выучили?
Я не то чтобы его выучила, но мне пришлось на нем заговорить. И, хотя для человека, который не взял ни одного урока итальянского, я говорю неплохо, акцент все равно слышен, и в трудные моменты не хватает слов. Впрочем, это случается и на родном русском.
Почему вас так любят итальянцы?
Итальянцы? Меня? Ну, не знаю. А почему бы им меня не любить?
С кем еще из голливудских звезд удалось пообщаться?
Я не стремилась к близкому контакту ни с кем. С Аронофски долго разговаривали, с Микки Рурком на закрытии...
Ну и как Рурк? В хорошей физической форме — в победителе Венеции, фильме «Борец», он ведь играет рестлера?
Мне кажется, Рурк в хорошей умственной форме.
«Юрьев день» - сложное для восприятия кино. Чего вы ждете от публики?
Я ничего не жду. Мы с большим сердцем и любовью работали. Дальнейший путь этой картины я себе не представляю.
Сейчас будет странный вопрос. Вы в курсе, что по некоему рейтингу вы попали в сотню самых модных людей Петербурга?
Нет, не в курсе. Кошмар.
Что кошмар?
Ну так, без комментариев. Я не имею никакого отношения к модным людям. Вам не скучно об этом говорить?
В общем-то, нет. Тема достаточно веселая. А вы, насколько нам известно, не любите в интервью рассказывать что-то о себе настоящей?
Я тяжелый пассажир для журналистов. Интервью давать не люблю и половину вопросов вообще не понимаю.
В одном интервью вы сказали, что любите покупать странные вещи.
О, боже мой! Какие вещи? Вот видите, я опять не понимаю вопроса. И вообще, не помню, кому и зачем я это сказала. Не верьте никогда интервью! Эдит Пиаф прекрасно сказала на эту тему: «Актер должен исчезнуть, уходя со сцены». Выключаются софиты и все, нет артиста. Артисты — это люди, которые создают образы. Это тайны и загадки. А когда начинают выяснять, кто что съел на завтрак и кто что купил в магазине — это неинтересно. И кто в каком городе самый модный.
Фильм «Юрьев день» с Ксенией Раппопорт в главной роли смотрите в кинотеатрах с 18 сентября.
Досье
Ксения Раппопорт (34 года) — актриса Санкт-Петербургского Малого драматического театра. В 2001 году блистательно сыграла Нину Заречную в «Чайке», поставленной Львом Додиным. Ее роли в театре: Девушка в «Клаустрофобии», Елена Андреевна в «Дяде Ване» (премия «Золотой софит» 2003 года за лучшую женскую роль), Софья в додинской «Пьесе без названия», Иокаста в «Царе Эдипе» и др. В кино и телесериалах Ксения начала сниматься еще в 1991 году. В числе её работ — фильмы «Русская невеста», «Изыди!», «Бандитский Петербург», «Гибель империи», «По имени Барон», «Нож в облаках», «Невестка», Всадник по имени смерть». В 2006 году актриса сыграла главную роль в фильме итальянского режиссера Джузеппе Торнаторе «Незнакомка» (La Sconosciuta) — премия итальянской киноакадемии David di Donatello 2007 года за лучшую главную женскую роль. 2008-й год — главная роль в фильме Кирилла Серебренникова «Юрьев день» (приз фестиваля «Кинотавр» за лучшую женскую роль).
ВЕНЕЦИЯ
Завершившийся на прошлой неделе Венецианский кинофестиваль оказался неожиданно русским по духу. Третий фильм Алексея Германа-младшего «Бумажный солдат» получил два приза: «Серебряного льва» за режиссуру и награду за лучшую операторскую работу. Вела церемонию закрытия Ксения Раппопорт, а сценарист Юрий Арабов являлся членом жюри.
Как и отец, Герман-младший в своих картинах игнорирует современность. В дебютном «Последнем поезде» речь шла о Великой отечественной войне, в «Гарпастуме» - о 10-х годах прошлого века. «Бумажный солдат», в свою очередь, посвящен 60-м — врач на Байконуре готовит к полету первый отряд космонавтов.
«Золотого льва» была удостоена драма эстетского режиссера Даррена Аронофоски «Борец» - полноценный бенефис давно не снимавшегося в главных ролях Микки Рурка. Он играет профессионального рэстлера, несмотря на пенсионный возраст вынужденного, натянув традиционный для данного спорта смешной наряд, выходить на ринг. Лучшим актером был назван Сильвио Орландо (итальянский «Папа Джованны»), а лучшей актрисой — Доминик Блан (французский «Другой»). Специальный приз получил европейский классик Барбер Шредер за картину «Индзу: Зверь в тени», а «Горящая равнина» Гильермо Арриаго (сценарист «Вавилона» и «21 грамм») была удостоена премии Марчелло Мастрояни за лучший дебют. Выход «Бумажного солдата» в российский прокат ориентировочно намечен на ноябрь.