В субботу 4 октября, за неделю до официальной премьеры, в кинотеатре «Октябрь» прошел пресс-показ фильма «Адмиралъ» с Константином Хабенским в главной роли. Перед началом показа перед журналистами выступили его создатели, которые рассказали о подготовке картины, съемках и о чем же, по их мнению, в этом фильме на самом деле идет речь.

В прокат одна из наиболее ожидаемых и масштабных российских картин, уже прозванная нашим аналогом «Титаника» Джеймса Кэмерона, выйдет на экраны 9 октября. «Адмиралъ» сравнивают с оскароносным блокбастером 1998 года по целому ряду причин. В основу обеих картин положены реальные исторические факты — трагедии, которые будут держать зрителя в напряжении до самого конца. Во-вторых, для съемок «Адмирала» также как и для «Титаника» строились огромные декорации, с максимальной точностью воссоздавались предметы одежды и интерьера начала прошлого столетия, чтобы зритель смог ощутить себя в центре действа и атмосферы того времени. И, наконец, обе картины объединены темой любви — внезапной, сильной, трагической и пронесенной в женском сердце через долгие годы до самой старости.

Но, если трехчасовая любовная история Леонардо Ди Каприо и Кейт Уинслет охватывает события 2-3 дней плавания в водах Атлантики и повествует в основном о перипетиях их любви и ни о чем больше, то Хабенскому-Колчаку и Боярской-Тимиревой пришлось раскрывать свои чувства в более тесных условиях и на более крупном отрезке времени. В итоге зритель рискует запутаться в лабиринте сменяющих друг друга событий и решить, будто герои любят потому, что они просто-напросто посмотрели друг на друга и решили про себя: «Вот этого человека я буду любить. И точка». Кроме того, «Адмиралъ» — это как раз случай, когда то, что подразумевалось как фон события, превращается в само событие.

«Мы сняли фильм на фоне терпящего бедствие мира, наполненного военными и революционными событиями, — рассказывает режиссер «Адмирала» Андрей Кравчук, — Это картина о большом и настоящем чувстве, которое возникает между людьми и остается с ними навсегда. Мы не хотели заниматься политическим аспектом колчаковского периода российской истории. Нас интересовали люди, их судьбы и такие понятия, как честь и достоинство». «Этот фильм о настоящей любви — духовной, прекрасной и чистой. Любви на фоне крушения мира» — соглашается с ним исполнительница роли Анны Тимиревой Елизавета Боярская.

В фильме «Адмирал» действительно нет ничего политического, а в большей мере раскрыты именно человеческие отношения. Однако, как бы ни старались создатели и актеры, на первый план выходит вовсе не любовная история адмирала и Тимиревой и не семейная трагедия их чрезмерно покорных и понимающих супругов (Анна Ковальчук и Владислав Ветров), а трагедия страны, где император отрекается от престола, где вчерашние матросы сгоняют свое командование на край заснеженного оврага и открывают по ним стрельбу, где священник, размахивая кадилом, шагает по окровавленному снегу, отпевая горы окоченевших трупов. Обещанная настоящая любовь на этом страшном фоне кажется какой-то блажью, досадной случайностью, которая произошла в не то время, в не том месте. Эта любовь утонула в масштабных декорациях и в натуралистичности насильственной смерти, которые захватывают и держат сильнее, чем что бы то ни было.

Самой сильной по зрительскому эмоциональному накалу сценой отмечено начало фильма, когда корабль под командованием Колчака спускает на воду мины, по которым им самим же в последствие приходится проплыть, чтобы заманить немецкое военное судно в ловушку — иного выхода нет — немой ужас ожидания, идущий на волосок от своей гибели корабль, на палубе офицеры стоят на коленях, а Колчак вслух читает Библию... Для съемок этого эпизода были построены самые большие декорации, а чертежи для них заказывались в Адмиралтействе. Сцена же расстрела адмирала Колчака, которую ожидаешь как кульминационный момент всего фильма, на удивление, проносится перед глазами быстро и оставляет чувство недоумения. Хотя, можно предположить, что этот эффект быстроты был задуман режиссером для того, чтобы показать, что в смерти равны все — и простые, никому не известные матросы, и легендарные адмиралы.

Возможно, Андрею Кравчуку и его съемочной группе не до конца удалась поставленная задача показать зрителю великую любовь. Однако то, что его «Адмирал» станет не просто одним из кассовых, но и по-настоящему качественных фильмов современной России, сомнений не вызывает.