На экраны выходит «Сомнение» - номинант на «Оскар», фильм, в котором Мэрил Стрип играет принципиальную монашку. «ВД» задумался, почему актриса, несмотря на свои 60 лет, чудовищный вкус, длинный нос и «блеклую» личную жизнь, уже четверть века носит титул «самой популярной женщины Голливуда».
Существуют три вещи, над которыми не властна мода: маленькое черное платье Shanel, тренч Burberry и сумочка Birkin. Это классика. В Голливуде таким вечным «трендом» является Стрип. Единственная за всю историю кино актриса, которая номинровалась на «Оскар» пятнадцать раз (два из них принесли ей победу); лауреат шести «Золотых глобусов» и участница полусотни фильмов, ни за один из которых не стыдно.
Коллеги называют Стрип «машиной по производству ролей». Есть основания. Ради фильма она готова на что угодно: заговорить по-польски, научиться играть на скрипке, поцеловать женщину (в ее карьере — несколько ролей лесбиянок). Даже к своим комедийным образам Мэрил относится предельно серьезно, выстраивает концепции по поводу самых, казалось бы, проходных картин: так, фильм «Мамма Мия!» актриса посвятила женщинам, мечтающим переспать с Пирсом Броснаном. «Пусть видят, что даже мы — обыкновенные, негламурные барышни бальзаковского возраста с красными носами — способны на это!»
Дьявольская Prada
Мэрил никогда не делала себе пластических операций. «Я люблю свои морщины. Я любила их даже десятилетней девочкой. Брала мамин карандаш и рисовала на лбу полоски. Странное было зрелище... Но я всегда воображала себя старше, чем была на самом деле». В «Сомнении» она снималась без макияжа — так что все ее реальные морщины зритель рассмотрит досконально.
Стрип играет деспотичную директрису католической школы. Она подозревает героя Филипа Сеймура Хоффмана в чересчур страстной заботе о симпатичном темнокожем ученике.
Стрип может выйти на публику в чудовищном, с точки зрения модных критиков, наряде. И это при том, что сам Валентино Гаравани — один из самых роскошных дизайнеров мира — мечтает шить для нее. Она может отдать на благотворительный аукцион весь свой гардероб из «Дьявол носит Prada» - Мэрил все сойдет с рук: «…Она – это феномен, как Грета Гарбо. Она из тех, что рождается раз в поколение» (режиссер Майк Николс).
Возможно, Мэрил была бы другой, если бы не прославилась так рано. Она просто не успела побыть модной и сексапильной, а сразу же шагнула на ту сторону баррикад – прямиком в классики.
Нахальная подружка обезьяны
В юности Мэрил очень страдала из-за своей внешности, совершенно не подходящей для роли лирической героини. Худая, носатая и чересчур умная (Стрип училась на отделении драмы в колледже Вассар, одном из самых дорогих ВУЗов в мире) — что может быть хуже для девушки, которая собирается стать великой актрисой? Сейчас Стрип со смехом вспоминает, как когда-то не нравилась мальчикам и как не смогла пройти кастинг на роль подружки обезьяны в очередном «Кинг-Конге». «Зачем ты мне ее привел?!» - возмущенно спрашивал продюсер Дино Ди Лаурентис у своего помощника – Она же уродина». «Я еще долгие годы обижалась на Бога за то, - говорила потом Стрип, - что он не дал мне лицо или хотя бы ноги Джессики Ланж».
Режиссер Джон Патрик Шэнли не снимал 18 лет – со времен комедии «Джо против вулкана» с Томом Хэнксом.
Слава пришла к Мэрил через другую калитку. «Охотник на оленей» Мартина Скорсезе принес 29-летней актрисе первую номинацию на «Оскар». По Голливуду моментально разнесся слух: какая-то дебютантка обнаглела до того, что игнорирует сценарий и сама придумывает себе реплики?! Да, у нее не было ног Ланж, зато был талант, и нахальство, чтобы его реализовать. После «Крамера против Крамера» и «Женщины французского лейтенанта» ее стали называть новой Бетт Дэвис. Теннеси Уильямс сам позвонил актрисе с просьбой, чтобы она сыграла Бланш в «Трамвае «Желание».
Обыкновенные носки
Мэрил глубоко безразлична даже голливудская мода на публичную частную жизнь. Может показаться, что у нее вообще не было романов, а всю свою молодость она провела в монастыре. Это не так: снимаясь в «Охотнике на оленей», Стрип обручилась с актером Джоном Казалем (он умер у нее на руках год спустя, от рака костей). Ее первым и единственным мужем стал известный американский скульптор Дон Гаммер. У них с Мэрил четверо детей – причем, когда родилась младшая дочка, маме было 42 года. Она брала декретный отпуск только за два месяца до родов, кормила грудью, сама возила детей в школу и готовила семье воскресные завтраки. «Я стараюсь вести жизнь как можно более обыкновенную. Трудно воспринимать себя как звезду, когда каждое утро гладишь носки мужа».
Поцелуй памятника
Желтая пресса обижена на Мэрил: та никогда не попадалась на стандартных голливудских глупостях. Не крутила романов с молодыми футболистами, не употребляла наркотиков, не воровала вещи в супермаркетах. Спокойная, сдержанная, ничем, казалось бы, не примечательная жизнь. Однако Стрип очень далеко до статуса «живого памятника» - какой же памятник целуется взасос с Кейт Уинслет (на одном из пост-«оскаровских» приемов), или признается в любви Леонардо Ди Каприо?
Благодаря тонкой операторской работе, «Сомнение» отличается превосходной картинкой. Черные монашеские одеяния предают фильму не лишенный пафоса готический дух.
На самом деле, Мэрил Стрип — очень хитра. На попытки журналистов разгадать секрет ее вечной кинематографической «модности», она отвечает так: «Ты просто отбрасываешь то, на что женщины обычно тратят большое количество часов – что надеть, как выглядят твои волосы, что у тебя с лицом. Всё это ерунда. Главное, что у тебя есть, – это то, что ты делаешь».
Фильм «Сомнение» с Мэрил Стрип в главной роли смотрите в кинотеатрах с 26 февраля.