В прокат выходят «Хранители» Зака Снайдера — очередной фильм, основой которого стали комиксы. Об охватившей Голливуд моде на истории в картинках, по просьбе «ВД», рассуждает знаменитый художник-комиксист Алим Велитов.

Комиксы и кино появились на свет практически одновременно – на рубеже 19 и 20 веков. Не все знают, что свой первый игровой фильм братья Люмьер сняли именно по комиксу. Он назывался «Политый поливальщик»: мальчик наступает на шланг и отпускает, когда садовник подносит его к лицу. Фильмы по комиксам существовали всегда, это не какая-то тенденция современного времени. Сериалы про Супермена активно снимали уже в 1940-х, 1950-х… Другое дело, что сейчас кинопроизводство достигло такого технического уровня, что можно достойно перенести на экран все фантазии художника.

Кино и комикс вообще очень близкие жанры. Перед тем как приступить к съемкам, режиссер делает раскадровку – тот же комикс, только более технический. Художник-комиксист в свою очередь имеет возможность, не используя многомиллионные бюджеты, создать свой «фильм» на бумаге. Это искусство на стыке литературы и кино. Художник одновременно выступает в роли и режиссера, и писателя. Он рассказывает историю в книге, но используя средства кинематографа.

Темный рыцарь
«Темный рыцарь»

В мире существует несколько центров комиксов – в Америке, Франции, Бельгии и Японии. И в каждом своя стилистика рисунка, свои цели и задачи. Вообще за границей отношение к комиксам совсем не такое, как в России. В 1930-1940-ые, когда во всем мире активно складывалась культура потребления комиксов, мы их не знали. Сегодня им уже сложно конкурировать с мультимедийными развлечениями - кино, телевидением, компьютерными играми. Движение художников-комиксистов в нашей стране – это некое хотя и довольно многочисленное, но все же альтернативное сообщество. А во Франции, например, комиксы официально признаны искусством - наравне с литературой, музыкой, кино, театром. Они выпускаются в качественных переплетах, на дорогой бумаге, их изучают в университетах, и читать их абсолютно не зазорно.

Несмотря на то, что самые высокохудожественные комиксы рисуют и издают во Франции, наиболее удачные их экранизации принадлежат американцам. Попытки европейских режиссеров зачастую провальны. Это можно сказать о приключениях Астерикса и о культовом вестерне про капитана Блюберри, снятом Яном Куненом. Похоже, режиссер просто не совсем понимал, о чем он снимал кино.

Хеллбой
«Хеллбой»

Всегда ли комиксы становятся «плоскими» при переносе на экран? Это зависит от многих факторов. С экранизацией комиксов происходит то же, что с экранизацией книг: может выйти хорошо, а может не очень. Например, «Город грехов» Родригеса по комиксу Фрэнка Миллера был своеобразным экспериментом, в котором очень скрупулезно, кадр за кадром, в картину переносились реальность и атмосфера оригинала. В этом заключалась уникальность проекта, и опыт оказался удачным. «Темный рыцарь» тоже стал кинособытием, революцией. А вот если сравнить фильм Тимура Бекмамбетова «Особо опасен» с комиксом Марка Миллера «Wanted» (его, кстати, перевели на русский язык, и его можно купить), будет очевидно, что оригинал намного бескомпромисснее, живее, интереснее картины. «Хеллбой» – один из самых известных комиксов Майка Миньолы, получился искусственным, несмотря на огромный бюджет фильма. Смотришь и чувствуешь, что все в нем какое-то ненастоящее. То же самое можно сказать про предыдущую работу Зака Снайдера. В «300 спартанцах» все вроде бы красиво, но как-то чрезмерно. И если в «Городе грехов» визуальность адекватна, то здесь есть чувство, что смотришь на картинку, сильно обработанную в фотошопе. Потрясающие спецэффекты, которые не цепляют, потому что нет главного - жизни. Присутствие ощущения, что ты подглядел за реальностью другого мира – вот мой главный критерий при оценке фильма.

Особо опасен
Особо опасен

Ошибочно думать, что экранизации комиксов — показатель кризиса сценариев в Голливуде. В год там выходят сотни фильмов, и лишь некоторые из них сняты по комиксам. Они лишь – один из источников идей. А вот то, что тема супергероев популярна именно в Голливуде, действительно неслучайно. За этим стоит некое психологическое состояние нации. Ведь если посмотреть на жизнь супергероев - почти все они ведут двойную жизнь. Супермен в обычной жизни - простой человек. Но порой он преображается: взбегает по лестнице небоскреба и взлетает в небо. Это аллегория американской мечты. Даже символ супермена – буква S – означает путь.

Хранители
«Хранители»

Вообще, комиксы – это современная мифология. Людям всегда хотелось верить в какую-то параллельную реальность. Поэтому они верят в супергероев. Последнее время много говорят о кидалтах – взрослых, которые ведут себя как дети: смотрят мультфильмы, играют в компьютерные игры. Считается, что мужчины стали безответственными и инфантильными, и в этом виноваты чуть ли не комиксы. Но у этого явления есть и другая сторона. Человек, который любит комиксы, на всю жизнь сохраняет непосредственный взгляд на жизнь. Он не превращается в скучного заморенного взрослого, он всегда открыт для новых впечатлений. Кроме того, читая комиксы, человек заставляет работать оба полушария мозга, с чем у типичного взрослого обычно проблемы (с годами, как известно мы больше задействуем левое полушарие, забывая о правом). Главное, не зацикливаться и не ограничивать свой мир одними комиксами – тогда все будет хорошо.

Фильм «Хранители» по одноименному комиксу Алана Мура смотрите в кинотеатрах города.

Алим Велитов - художник, главный редактор сборника комиксов «Альманах», постоянный участник фестиваля «КомМиссия», режиссер. Комиксы начал рисовать еще в детстве, после знакомства с французским специализированным журналом «Пиф». В тринадцать лет примкнул к комикс-студии «Ком», затем перешел в Московскую Международную Киношколу, в 2001 году закончил ВГИК, отделение «киновед-критик». В 2004 году самиздатом выпустил авторский сборник комиксов «Баловство». В 2006 году на фестивале «КомМиссия» удостоился приза «Гран-сценарио» за комикс «Черный банкомат». Автор русского ответа Супермену - приключений Суперваленка.

TOP5 фильмов по мотивам комиксов.

Супермен «Супермен»
 реж. Ричард Доннер / 1978

  

  

Бэтмен «Бэтмен»
 реж. Тим Бертон / 1989

 

 

Люди X «Люди X» (X-Men)
 реж. Брайан Сингер / 2000

  

 

Человек-паук «Человек-паук» (Spider-Man)
 реж. Сэм Рэйми / 2002

  

 

Город грехов «Город грехов» (Sin City)
 реж. Роберт Родригес, Квентин Тарантино, Фрэнк Миллер / 2005