Микки Рурк был мировой звездой и секс-символом, когда заявил, что оставляет кино ради бокса. И ушел, хлопнув дверью так громко, что возвращение к главным ролям состоялось лишь через полтора десятка лет. Вряд ли оно было бы возможно, если бы не Даррен Аронофски со своим «Рестлером».
Раунд 1
Бокс стал первой любовью Рурка. Она пришла к нему давно, еще в детстве, когда его знали как Филипа Андре Рурка-младшего, или просто Андре Рурка. Домашнее прозвище Микки дал ему отец, фанат бейсболиста Микки Ментла. Когда мальчишке было всего семь, отец оставил семью, и мать увезла троих детей – Андре, Джо и Пэтти – из пригорода Нью-Йорка в пригород Майами. Там она нашла себе нового мужа – бывшего офицера полиции, помешанного на дисциплине. Но в Андре бурлила ирландская кровь – он не желал слушаться отчима и совершенно отдалился от семьи.
Его домом стали улицы, полные наркоманов, бандитов, сутенеров и проституток. Агрессию Рурка требовалось направить в мирное русло, иначе он точно угодил бы в колонию. Друзья посоветовали ему гимнастический зал на 5-й улице Майами-бич. Там мальчишка стал спарринг-партнером лучших боксеров страны, а проще говоря, живой боксерской грушей. В девятнадцать он получил такое сотрясение мозга, что врач порекомендовал ему хотя бы на время оставить бокс.
Эротическая драма Эдриана Лайна «Девять с половиной недель». Главные роли режиссер доверил Микки Рурку и Ким Бейсингер - секс-символам конца 80-х
Рурк начал посещать курсы актерского мастерства, играл в театральной постановке Университета Майами. В конце концов, идея стать актером настолько увлекла его, что в 1975 году Андре перебрался в Нью-Йорк, где начал учиться в студии легендарного Ли Страсберга. Дебют на киноэкране, для которого он выбрал имя Микки Рурк, состоялся в 1979 году в эпизоде одной из самых неудачных картин Стивена Спилберга «1941». С тех пор актер снимался в одном-двух фильмах в год, и уже в 1983-м настал его звездный час – на экраны вышла «Бойцовая рыбка» Фрэнсиса Форда Копполы. Роль в ней у Микки была небольшая, но знаковая. Он играл мотоциклиста – старшего брата главного героя, на которого тот буквально молился. Когда Рурк выехал в свете фонарей на своем мотоцикле, его лицо впечаталось в мозг зрителей раз и навсегда. В 1985 году Микки получил свою первую большую роль – полицейского капитана Стэнли Уайта в криминальной драме Майкла Чимино «Год дракона». Но поистине всемирную славу Рурк обрел год спустя – снявшись в эротической драме Эдриана Лайна «Девять с половиной недель». Актер очень не любит говорить об этом фильме, что и понятно. Это было начало падения.
Раунд 2
Ажиотаж, поднявшийся вокруг Микки, напоминал истерию. В один миг Рурк оказался несбыточной мечтой миллионов женщин по всему миру, олицетворением идеала – загадочного, сильного, сексуального. Вот только актеру все это было не нужно, он считал, что это мешает творческому совершенствованию. Более того, Рурк возненавидел собственное лицо. И вернулся в бокс. Но пока еще параллельно снимался в кино, так что его метания проявлялись скорее в выборе ролей.
В 1987-м на экраны вышли триллер Алана Паркера «Сердце ангела» и драма Барбета Шредера «Пьянь». В первом Микки играл детектива Гарри Энджела, который встречается с самим Люцифером и узнает, что расследует собственное преступление. В каком-то смысле фильм стал метафорой жизни самого актера, хотя понятно это стало намного позже. Во второй Рурк сыграл Генри Чинаски, лирического героя культового писателя Чарльза Буковски. Генри чрезвычайно одаренный поэт, но внутреннее противоречие, которое возникает у него при взгляде на окружающий мир, выливается в безудержное пьянство. Несколько лет спустя и сам Микки последовал примеру своего героя.
Мистический триллер «Сердце ангела». Уже вернувшийся на ринг, но все еще харизматичный Рурк в роли детектива Гарри Энджела
В 1989 году появился, без сомнения, самый необычный фильм в карьере Рурка – снятая в стилистике документальной ленты биографическая драма Лилианы Кавани «Франциск» о жизни Франциска Ассизского – самого почитаемого актером католического святого. Но погружение в образ монаха XII века, жившего по евангельским заповедям, не слишком отразилось на жизни самого актера. К тому моменту Микки уже самозабвенно занимался самоуничтожением, подставляя свое лицо под удары чугунных кулаков. К 1992 году на его счету было 20 побед, 17 из которых закончились нокаутом – убийственная статистика. И боксерские экзерсисы Рурка уже невозможно было скрыть.
В комедийном боевике «Харлей Дэвидсон и Ковбой Мальборо» (1991), где Микки сыграл свою последнюю главную роль, не считая «Рестлера», его уже было трудно узнать – после каждой схватки лицо приходилось фактически собирать по кусочкам. Однако не только это привело к тому, что Рурк выпал из звездного топ-списка. В 1991 году, когда актер решил покинуть кинематограф и уйти в бокс, из-за его несносного характера и пьяных выходок с ним просто больше никто не хотел работать.
Раунд 3
Трудно сказать, верил ли Микки в то, что у него что-то получится на ринге, или это был жест отчаяния, но очень скоро стало понятно, что шанс сделать карьеру боксера остался в прошлом. Однажды промоутер прямым текстом заявил сорокалетнему Рурку, что тот уже слишком стар. Возвращаться в кино после скандала было нелегко. Так или иначе, почти десять лет Микки пришлось довольствоваться эпизодами. Полоса полноценных ролей второго плана началась лишь в 2002 году, когда клипмейкер Йонас Акерлунд снял наркотическую трагикомедию «Высший пилотаж», где Рурк, в частности, произносил оду женскому детородному органу на фоне развивающегося американского флага. Такое трудно было не заметить!
С этого момента началось планомерное возвращение Микки Рурка в ряды востребованных актеров. За три года он снялся в знаковых ролях в фильмах «Однажды в Мексике» и «Городе грехов» Роберта Родригеса, а также в «Гневе» и «Домино» Тони Скотта. С возрастом его лицо, восстановленное плохим пластическим хирургом, стало выглядеть не так дико, с ним Рурк прекрасно подходил под образ битого жизнью бунтаря без причины. Особенно хорош был Марв из «Города грехов» - в какой-то степени карикатура на самого актера.
Драма «Рестлер». Актер и бывший боксер Микки Рурк образца 2008 года и вернувший его в большое кино режиссер Даррен Аронофски
И, возможно, именно Марв дал Даррену Аронофски идею пригласить Микки на роль Рэнди «Рэма» Робинсона в малобюджетную драму «Рестлер». Сейчас кажется, что эта роль была просто создана для Рурка, но тогда решение не выглядело столь уж очевидным. Достаточно сказать, что до Микки Даррен обращался к Николасу Кейджу. К счастью для всех, из этой затеи ничего не вышло. Роль старого, глухого, перенесшего инфаркт и никому ненужного рестлера Рэма принесла Рурку не только его первую и пока единственную по-настоящему большую награду – «Золотой глобус». Впервые за последние семнадцать лет Микки, как и его поклонники, обрел веру в то, что его рано списывать со счетов. Что он еще даст бой, и для него, в отличие от Рэма, этот бой не будет последним.
Фильм «Рестлер» режиссера Даррена Аронофски смотрите в кинотеатрах города с 26 марта.