При имени Джей-Джей Абрамс десятки миллионов людей по всему свету впадают в состояние экстаза. Если коротко, Абрамс — это человек, который придумал Lost, главный сериал на планете. Недавно Джей-Джей лично приезжал в Москву на премьеру своего нового фильма «Звездный путь» - одного из самых ожидаемых блокбастеров сезона. «ВД» удалось пообщаться с режиссером.
Появление Джей-Джея на красной ковровой дорожке, которую расстелили у «Пушкинского» к премьере «Звездного пути», было похоже на выход мега-звезды. Сотни фанатов — с плакатами и дисками «Остаться в живых», - увидев своего кумира, устроили настоящую истерику. Визжали, кричали, плакали, тянули к Абрамсу руки и пытались прорвать кордон секьюрити. Абрамс, по всей видимости не ожидавший такого горячего приема, был приятно удивлен. В результате торжественный проход по дорожке занял около часа. Джей-Джей пообщался чуть ли не с каждым участником импровизированного фан-митинга: шутил, раздавал автографы, жал руки, фотографировался и целовался с поклонницами. В общем, вел себя абсолютно не как звезда вселенского масштаба.
- У Lost миллионы фанатов по всему миру. Почему?
- Наверное, потому, что каждый зритель хоть раз в жизни представлял себя на месте людей из Lost. Думал - а как я смогу выжить на этом необитаемом острове. Этот сериал, мне кажется, раскрывает фантазии и страхи, которые присутствуют у любого человека. В каждой серии обязательно есть какая-то страшная тайна, загадка. Кстати, в его популярности «виноват» не только я, но и режиссер Дэймон Линделоф, вся команда и вся съемочная группа — от актеров до осветителей.
Вообще, простота и приветливость Абрамса поразили корреспондента «ВД» еще во время круглых столов, устроенных компанией «Централ Партнершип» по случаю премьеры Star Track. Так, ответив на несколько вопросов, Джей-Джей вскочил со стула и бросился к некоему человеку с ноутбуком. Затем они минут десять что-то разглядывали на экране (похоже, что Youtube), хихикая и потирая руки. На вопрос, что было в компьютере, Джей-Джей широко улыбнулся и сказал: «Фигня всякая». Так что, несмотря на внешнюю открытость, Абрамс оказался довольно скрытным человеком, о чем журналистов предупредили еще на пресс-конференции: «Абрамс — единственный, кто знает, чем кончится Lost. Но он все-равно ничего вам не скажет».
У Абрамса — неограниченный кредит доверия от зрителей. После того как вышел первый сезон Lost, мир сошел с ума, а главреды некоторых московских изданий стали проводить планерки в зависимости от того, что подсказала им очередная серия, Джей-Джей понял, что ему дозволено все. Так оно и есть. Каждый новый проект режиссера-продюсера-сценариста Абрамса — сенсация, которая заведомо станет классикой. «Монстро» - фильм ужасов, снятый дрожащей ручной камерой и непонятно чем заканчивающийся, зрители ждали год. «Миссия невыполнима-3» - дебют Абрамса-режиссера в полнометражном кино — в первые же уикенды собрал почти полмиллиарда долларов. Научно-фантастическая эпопея «Звездный путь» началась в 1966 году с сериала Джина Родденберри, и за эти годы стала культурным феноменом наподобие «Звездных войн» (фанатов Star Track, к слову, называют треккерами). По ней снято шесть ТВ-сериалов, в том числе один анимационный, 10 полнометражных фильмов, написаны десятки книг и тысячи компьютерных игр. Самое смешное, Абрамс, снявший очередной «Звездный путь», никогда не причислял себя к треккерам.
- Визуально вы полностью изменили Вселенную Star Track. Не боитесь, что фанаты предыдущих версий вас не поймут?
- Конечно, мы не начинали с чистого листа. Star Track — это многолетняя культура со своим гигантским багажом. Но мы инстинктивно почувствовали, что сейчас нужно что-то изменить. Я никогда не был поклонником Star Track. И согласился работать над фильмом только после того, как понял главную идею — мы отправляемся туда, где еще никто не бывал, для того, чтобы исследовать эти пространства, а не завоевывать их. Я надеюсь, получился фильм, который понравится и любителям старого сериала, и новичкам.
- В фильме принципиально мало чисто компьютерных эффектов. Вы могли просто нарисовать заснеженную планету, а вместо этого превратили в нее автопарковку.
- Компьютерная обработка всегда присутствует в моих проектах. Но обычная камера дает пространство, живое дыхание. Мне хотелось, чтобы все это было в кадре. Идея фильма Star Track — показать новый уровень аналоговых съемок. Когда я захочу снять, как огромный монстр растопчет Красную площадь, я сначала просто сниму Красную площадь, без монстра. В каждом эпизоде должен быть хотя бы один натуральный элемент.
Джей-Джея чуть ли не официально называют в Голливуде Спилбергом XXI века, а журнал Time в прошлом году включил его в список «100 самых влиятельных людей мира». Первые два сезона сериала «Шпионка» (Абрамс — автор сценария) удостоились 11 номинаций «Эмми». «Остаться в живых» получил «Эмми» в номинации «лучшая драма» и был выдвинут на «Золотой глобус».
- Кем вы себя больше считаете — режиссером или продюсером?
- Как режиссер я намного жестче на площадке. И говорю людям: «Это должно быть сделано только так и именно сейчас». Хотя как режиссеру мне наплевать: когда, почему и для чего это будет снято. Главное — как это будет снято. А как продюсеру мне приходится знать все. На проект продюсер тратит больше всех энергии и души. Так что, неправильно думать, что продюсер — это злодей, который душит свободу и талант режиссера.
Фанаты приписывают Джей-Джею провидческие способности. К примеру, в фильме-катастрофе «Армаггедон» (1998), на котором Абрамс работал вместе с продюсером Джерри Брукхаймером и режиссером Майклом Бэйем, нью-йоркские башни-близнецы атакуют метеориты. После чего на башнях остаются повреждения — ровно в тех же местах, куда впоследствии 11 сентября 2001 года врезались самолеты Аль-Каиды.
- Вы замечали в себе необычные способности? И, вообще, вы религиозны? В ваших фильмах всегда речь идет о каких-то сверхъестественных делах.
- Я абсолютно неверующий, не религиозный и мистически не настроенный человек. Без паранормальных способностей. Конечно, я изучал философию в колледже. Не более того. И никогда не претендовал на статус провидца и философа. Философия — наука спорная. Чтобы создать хороший зрелищный фильм или такой сериал, как Lost, философия не так уж и важна. Наука и технологии делают дело.
- Масса людей считают, что Lost содержит «скрытые» послания, которые помогают понять, как устроен мир.
- Да вы что? (Смеется). Я счастлив, что развлекаю людей и заставляю их о чем-то думать. Надеюсь, им это нравится. Никаких философско-образовательных целей я не преследую.
Однажды в детстве Джей-Джей сам купил себе игрушку — магический ящик Magic Magnetic Box. Но так и не смог его открыть. С тех пор тайны и загадки — любимые «игрушки» Джей-Джея-взрослого. А Остров из Lost он так и называет — Магическим Ящиком.
- Вы любите загадки и совпадения. Один из недавних эпизодов 5 сезона Lost происходит в Москве. Теперь вы приехали в Москву. Есть связь между этими событиями?
- Вообще, для американцев Москва — суперзахватывающее непредсказуемое место. Очень красивое, между прочим. Я никогда не был в России раньше, мне кажется, здесь может произойти куда больше того, что было в серии (смеется). Про Москву существует много клише, но здесь все по-другому, чем нам кажется оттуда. Здесь все круто. Мне нравится. Приятно, что меня так здесь встречают.
- У вас трое детей. Они смотрят ваши фильмы?
- Да, десять, девять и три года. Я никогда не показываю им то, над чем работаю — в мире и без моих фильмов много страшного и ужасного. Хотя «Звездный путь» они видели. Мои дети — себе на уме, у них свое мнение обо всем. Старший сын — серьезный критик. Я ему абсолютно доверяю. «Звездный путь» им понравился. Я, конечно, хочу проводить больше времени с семьей — сейчас мне это мало удается. Но когда удается - мы отправляемся путешествовать. В разные интересные и далекие места. В Европу и Африку.
- Чем закончится Lost?
- Ну, я уже не так активно участвую в создании новых серий — сейчас за все отвечает Линделоф. Когда Lost только начинался, я точно знал, чем все закончится. Возможно, сейчас что-то изменилось... Но могу сказать точно — кое-кто останется в живых.
Фильм Джей-Джея Абрамса «Звездный путь» смотрите в кинотеатрах с 7 мая.