Прокатчики потирают руки: на экраны выходит «Ночь в музее 2» – продолжение одной из самых кассовых комедий позапрошлого года с Беном Стиллером в главной роли. «ВД» задумался, так ли прост голливудский комик, как кажется.

Комедийных актеров часто сравнивают с клоунами, которых в свою очередь принято делить на Белых и Рыжих. Первые – нахалы, вторые – неуклюжие неудачники. Голливудская звезда Бен Стиллер умело сочетает оба амплуа, потому что всю карьеру ему приходится шутить проще, чем хочется. И актерское, и режиссерское творчество Бена Стиллера имеет смысл рассматривать сквозь призму его недореализованных амбиций. Тяготея к пародии, он всегда оказывался перед необходимостью разбавлять ее гэгами, доступными тем, кто не знакомы с объектом насмешки. Берясь за собственный проект, Бен всякий раз вынужден был привносить в него юмор уровня самых примитивных немых комедий, хотя всю жизнь стремился сделать что-то в духе абсурдистских и далеких от вкусов масс работ британской комик-труппы «Монти Пайтон». Неудивительно, что в его творчестве всегда есть место «партизанщине» – как бы ни занижали продюсеры планку юмора, Стиллер неизменно умудряется оставаться с интеллигентской «фигой в кармане». Таким он, верно, родился.

Бен Стиллер: Грустный и смешной
Особенно рискованно Стиллер шутил «ниже пояса» в фильме братьев Фаррелли «Все без ума от Мэри»

Кем быть?

А родился Бен в семье известных комиков Джерри Стиллера и Анне Меара. И если о представителях кинодинастий принято говорить: «Ему суждено было стать актером», то, выходит, с этим малышом по части амплуа тоже сразу все было понятно. На самом деле, режиссура интересовала Стиллера куда больше актерской профессии. Причем, с детства - когда родители подарили сыну на десятилетие 8-миллиметровую кинокамеру, тот с головой погрузился в съемки собственных фильмов. А в 18 лет он даже поступил в Университет штата Калифорния, чтобы изучать кинематограф. Правда, скоро его бросил. Вернулся в родной Нью-Йорк и пошел на актерские курсы.

Надо сказать, у Бена долго не было никаких особых причин рассчитывать на звездную карьеру. К моменту, когда в 1998 году на экраны вышла комедия «Все без ума от Мэри», в резюме 33-летнего Стиллера значилось уже полтора десятка ролей, но ни одна из них не принесла ему хоть сколько-нибудь заметной славы. Иные малодушные при таком раскладе, махнув рукой, меняют профессию, Бен же умудрился поступить иначе. Еще в 1994 году «записным комиком» была снята неожиданно серьезная драма «Реальность кусается», а в 1996-м - комедия «Кабельщик», в которой Джим Керри превратил свою гуттаперчевую улыбку в вызывающую неподдельный ужас гримасу. И пусть первая прошла почти незамеченной, а вторая (даром, что примечательна одной из лучших ролей Керри) так и не была до конца понята зрителем, – в них Стиллер недвусмысленно дал понять, что ему совершенно неинтересно просто смешить народ.

Бен Стиллер: Грустный и смешной
Поставленные Стиллером «Солдаты неудачи» стали самой провокационной и неглупой комедией прошлого года

Взлеты и падения

Долгожданное признание, пришедшее к Стиллеру после «Все без ума от Мэри», на тот момент еще не сделало его заложником имиджа и не лишило свободы в выборе материала. Это особенно хорошо иллюстрирует роль раввина, которую актер сыграл в мелодраме «Сохраняя веру» (2000). Мало кто мог полагать, что он возьмется за столь серьезный и требующий напряженной внутренней работы образ: ведь в фильме, помимо проблемы классического любовного треугольника, поднималась тема религиозной глобализации – довольно болезненная для многих верующих.

Но это была, пожалуй, последняя попытка Бена-актера соскочить с уже проложенных рельсов. Потому что в том же году кассу сорвала комедия «Знакомство с родителями», где он сыграл главную роль наравне с самим Робертом Де Ниро. На волне успеха фильма Стиллер снял собственную комедию «Образцовый самец», прошедшуюся по миру «от кутюр». Картина напоминала что-то вроде доведенной до полного абсурда «Высокой моды» Роберта Олтмана. Кино, в котором сам Бен сыграл самовлюбленного манекенщика Дерека Зуландера, окупилось, но собрало крайне неоднозначную прессу.
А с 2003 года у Стиллера началась настоящая полоса неудач. Сначала с треском провалилась в прокате комедия Денни Де Вито «Дюплекс», а потом устроители премии «Золотая малина», вручаемой за самые сомнительные достижения в кино, объявили имя Бена в номинации «Худший актер». Поводом для этого послужили сразу пять ролей 2004 года. И это еще хорошо, что туда же не определили «Знакомство с Факерами», также вышедшее в 2004-м. Фильм собрал более полумиллиарда долларов, но стал апофеозом низкопробного юмора.

Кого-то это могло сломать, но только не Стиллера. Ему всю жизнь приходилось подстраиваться под людей, под обстоятельства, мимикрировать, словно хамелеону. Так что он с достоинством принял удар и начал готовить контрмеры.

Бен Стиллер: Грустный и смешной
Бен Стиллер с царем в голове

Герой поневоле

Первым ответом на пощечину можно назвать более чем успешный анимационный фильм «Мадагаскар» (2005), в котором Бен озвучил льва Алекса. Правда, это было чистое совпадение, поскольку работа над проектом велась три года. Вторым – семейную приключенческую комедию «Ночь в музее» (2006), где актер сыграл охранника нью-йоркского Музея естественной истории, ставшего участником совершенно невероятных событий. Картина оказалась самой кассовой работой в карьере Стиллера, так что нет ничего удивительного в том, что 21 мая 2009 года на наши экраны выйдет ее продолжение.

Подлинным же триумфом Стиллера как актера и режиссера стоит признать комедию «Солдаты неудачи». Она не смогла стать таким кассовым хитом, как «Ночь в музее», лишь в силу жесткого прокатного рейтинга, выданного фильму из-за сексуальных и жестоких сцен, нецензурных выражений и присутствия темы наркотиков. Но зато здесь Бену впервые удалось в полной мере реализовать свои творческие амбиции. Пройдясь по дуболомным военным боевикам и драмам, он снял едва ли не лучшую кинопародию XXI века, за которую ему можно простить все прежние и даже, возможно, будущие промахи.

Фильм «Ночь в музее 2» с Беном Стиллером смотрите с 21 мая в кинотеатрах города.