Пластмассовые роботы, легким движением руки превращающиеся в машинки и обратно. Все еще думаете, что это просто смешные игрушки? Сильно ошибаетесь. Оглянитесь вокруг – трансформеры уже покорили мир. Более того, они стали настоящим культурным явлением, которым одержимы и дети, и взрослые. Как же все началось?
Японская угроза
1980 год. Компания Takara начала делать игрушки Diaclone и Microchange, которые мы смело сейчас можем назвать прародителями трансформеров. Импорт в США не имел особого успеха года три, пока на выставке The Tokyo Toy Show роботы-машины не попались на глаза представителям американской фирмы Hasbro. Идея трансформирующейся игрушки понравилась американцам, и они заключили с Takara договор о партнерстве. В самом деле, человек, покупая одну игрушку, оказывался, по сути, владельцем сразу двух. Причем, превратить машинку в робота можно было самому, с помощью самых простых комбинаций – отличный ход! Распространенные в то время роботы-киборги, умевшие только двигать вверх-вниз механическими «руками» и «ногами», сразу показались чем-то вроде глуповатых блондинок Барби. Что называется, почувствуйте разницу. Спрос рос, инженеры и дизайнеры начали разрабатывать новых пластиковых монстров, а родители стали покупать их своим детям.
Пропаганда США
Детям свойственно быстро терять интерес к игрушкам. В компании Hasbro это хорошо понимали, а потому, не стали ждать, когда подобное случится с трансформерами, и обратились в Marvel - одну из двух крупнейших в Штатах корпораций комиксов, называемую американцами «домом идей». Местным специалистам было не привыкать овладевать людскими умами – именно эта компания сделала комиксы про Человека-Паука, Невероятного Халка и Людей-Икс. Там не стали мелочиться и разработали целую Трансформер-Вселенную. Ее населяют две расы высокоразвитых роботов: хорошие и добрые автоботы (их лидер - Оптимус Прайм) и злобные десептиконы (этими правит Мегатрон). Подмяв под себя людей своей планеты и исчерпав все ее ресурсы, последние в один прекрасный момент решили взять курс на Землю. Автоботы не захотели с этим мириться и отправились следом, чтобы не дать случиться страшному. Добрым машинкам нужен был помощник – им-то и стал тинейджер Спайк Уитвики.
Успех комикса был огромным. Подкрепил его вышедший следом анимационный сериал: сначала он завоевал исключительную популярность в США, потом в Японии и в Европе – в общем, везде, где продавались маленькие пластмассовые роботы.
Новая армия
Тема развития культуры трансформеров оказалась популярной, а почва – благодатной. Сериалы и комиксы с участием одушевленных машин множились, от основной ветви истории отпочковывались другие, третьи – надо же делать новых пластмассовых героев В итоге даже самые ярые поклонники роботов-перевертышей запутались. Интерес к трансформерам слегка упал. И тем, кто ими управлял, стало ясно – нужна «перезагрузка». В 1993 году Hasbro представила второе поколение игрушек, вновь при тесном сотрудничестве с Takara. Старые персонажи в обновленной и более совершенной форме, пытаясь вытеснить новых героев, начали возвращаться на экраны телевизоров, страницы комиксов и прилавки магазинов. Давалось это, надо сказать, с трудом. Чтобы победить в этой войне, нужна была бомба.
Бомбы от Спилберга и Бэя
Бомба оказалась за пазухой Стивена Спилберга. «Я стал большим поклонником трансформеров, как только они появились на рынке: читал комиксы и покупал себе эти игрушки, мне они страшно нравились. И я всегда знал, что эта гениальная концепция когда-нибудь воплотится в полноценном фильме», - признался он в 2005 году. Тогда же, собственно, мир узнал, что Спилберг задействован в создании киноверсии «Трансформеров». В качестве исполнительного продюсера. На роль режиссера автор идеи продюсер Дон Мерфи позвал Майкла Бэя. Кстати, об идее. Она изначально была другая: экранизировать комикс про солдата Джо (компания Hasbro до трансформеров занималась выпуском пластмассовых солдатиков именно под этим именем). Но тут американцы вторглись в Ирак, и делать мультик про Джо стало как-то не комильфо.
География новых «Трансформеров» вышла за границы США
День Победы
Бэй до этого снял «Перл Харбор», «Скалу» и «Армагеддон». Потому к предложению сделать кино о каких-то роботах-игрушках отнесся сначала скептически. Однако, поговорив со Спилбергом, он все же заразился его энтузиазмом. Уважая мысли и чувства всех (чокнутых) поклонников трансформеров, создатели решили делать кино вместе с ними: для этого была открыта интернет-доска сообщений. Сценаристы Роберто Орчи и Алекс Кертцман сидели в открытом видеочате, а Майкл Бэй время от времени задавал читателям своего блога вопросы, ответы на которые влияли на сценарий фильма. Обсуждали все – от поворотов сюжета до деталей, украшавших фасад автоботов. Так, в 2007 году вышел фильм, собравший в мировом прокате 700 миллионов долларов. Фильм, продолжение которого – «Трансформеры: месть падших» - все мы ждем. Игрушки победили.
Фильм «Трансформеры: месть падших» смотрите в кинотеатрах города с 24 июня.