Как же смачно он выговаривает эти нелепые словечки "okey-dokey" или "goody-goody"! Сэр явно имеет утонченный вкус, обожает Флоренцию, боготворит итальянское искусство и предпочитает не грубый фастфуд, а изысканные блюда – икру в прикуску с … запеченными человеческими мозгами.

Он, конечно, нам хорошо знаком - доктор Лектер, оскароносный серийный убийца, каннибал с образованием выше высшего и стилем безупречней безупречного, словом, интеллигент до мозга костей, да еще вдобавок чертов шутник. Мы ждали его десять лет - именно столько прошло с премьеры первой части «Молчания ягнят» (1991). И дождались. Но стоило ли прерывать молчание?

После побега из тюрьмы Ганнибал Лектер переселился в солнечную Италию, где сама атмосфера побуждает цитировать Данте и выступать с искусствоведческими докладами. Здесь его кровожадное естество, казалось бы, обрело покой. Но прошлое никогда не позволяет забыть о себе. В живых осталась последняя, шестая жертва –мультимиллионер Мейсон Верджер (в этой роли неузнаваемый Гэри Олдмен). Когда-то каннибал-гений сильно подпортил ему лицо, теперь «покусанный» не перед чем не остановиться во имя мести.

Так часто случается с сиквелами. Над ними словно рок тяготеет извечное: хотели как лучше, а получилось как всегда. «Ганнибал» – не исключение. Яркий, скандальный и … дутый пузырь. Как не странно, самое классное в нем – лицо Верджера, точнее, нелегкая работа гримеров (будущий Оскар?) по созданию маски для героя Олдмена. Другое подлинное достижение - непривычно таинственная и зловещая Флоренция, плод фантазии режиссера Ридли Скотта («Гладиатор»). Лучшего (кстати, истинно ренессансного, если верить лосевским описаниям) фона для «эстетически правильных» расправ доктора Лестера и не придумать.

Некогда Джоди Фостер в роли фэбээровки Кларис Старлинг пленяла своей хрупкостью и юношеской беззащитностью. Ее рыжеволосая последовательница Джулианна Мур («Ночи буги», «Магнолия») не унаследовала ни того, ни другого. В этой роли она скорее напомнила агента Скалли из «Секретных материалов». Опытная, во всех смыслах определившаяся в жизни женщина. Совершенно не понятно, что в ней способно тронуть тонкую душу извращенца-каннибала.

Лектер запомнился благодаря проникновенному гипнотическому взгляду. Взгляд остался прежним (благо актер тот же самый – сэр Энтони Хопкинс), но сущность его словно затерялась в складках постаревшего на десять лет лица. В промежутке между «Молчанием ягнят» и «Ганнибалом» характер доктора явно мутировал. Свойственную ему затаенность и дьявольскую непредсказуемость сменили определенность и плакатная наглядность действий и помыслов.

Из неудобоваримого блюда Лектер превратился в легко усвояемый «поп корн». Новый Ганнибал перестал убивать всех подряд. Отныне в его зубы попадают исключительно «мальчиши-плохиши». Как, например, садист Верджер, задумавший с помощью обожаемой Кларис в буквальном смысле скормить доктора свиньям.

В новой версии каннибал едва ли не лучший друг человечества. Он делает мир прекраснее, насильственно очищая от несимпатичных, невежливых и эстетически недоразвитых особ. Убийства как ассенизация общества. С таким тезисом, право, недалеко до зыбкой грани, за которой серийный киллер может стать героем поколения.

Лектер потерял непредсказуемость, но обрел другое – добродетель послушания. Он филигранно вписался в новый сценарий, жанр которого уже даже не триллер, а фильм ужасов. От психологических экзерсисов первой части авторы вплотную перешли к созданию страшилки для взрослых. Но в ненасытном желании попугать продолжение нерасчетливо перешагнуло все допустимые границы. Попугать вдруг стало адекватным посмешить.

Нельзя упрекнуть Скотта в неумении во время подкрасться к зрителю с шокирующими сценами. Брызги крови, вывалившиеся наружу потроха, наконец, кульминационная «похлебка» из мозгов еще живой жертвы… Такое, без сомнения, может вызвать ужас и … гомерический хохот напополам с легкой тошнотой. Неспроста многие звезды после премьеры отказались от посещения завершавшего вечер банкета. Их можно понять. После просмотра «Ганнибала» безумно хочется спать, не видя ни снов, ни кошмаров, а потом проснуться и молить Бога остановить каннибала Лектора, прежде чем он окончательно превратиться … в Фредди Крюгера. Безнадежно ужасного и смешного.

«Чересчур жестоко. Картина должна быть подвергнута цензуре» – под такими безапелляционными заголовками вышли итальянские газеты. «Ганнибал» наделал немало шуму. На его счету несколько подлинных, “не экранных” жертв: четыре упавшие в обморок итальянки и сама “прима-балерина” Джулианна Мур, вынужденная после съемок обратиться к психиатру. Фантастически успешный киностарт в Америке (премьера состоялась 9 февраля 2001 г.). За первые три дня проката лента, съемки которой обошлись в 87 млн. $, вышла на рекордную сумму в 58 миллионов. Больше, чем «Ганнибал», в истории Голливуда за первый уик-энд собрали только «Парк юрского периода» (72 млн.) и "Звездные войны: Эпизод I" (64,8 млн.).

Интервью

- Сэр Энтони, случались ли у вас во время съемок припадки вегетарианства?

Энтони Хопкинс: Честно говоря, я не слишком люблю мясо. Сэндвича из сыра для меня вполне достаточно.

- Снился ли вам когда-нибудь кошмар о Ганнибале Лектере?

Э.Х.: Нет. Мой единственный кошмар - забыть текст.

- Фильм спровоцировал дискуссию о насилии на экране…

Э.Х.: Все эти вопли - полная чушь. Сомневаться и опасаться всего на свете - это политически корректно. Ужасное лицемерие! Люди напрочь потеряли чувство юмора. Они ежеминутно накручивают себя. Я умоляю вас: расслабьтесь!

- Получаете ли вы удовольствие от демонстрации зла в кино?

Э.Х.: Конечно, а вы разве нет? И публике это нравиться. Ведь никто не мчится к психиатру, только потому что пару минут испытывал ужас. Не случайно, детям рассказывают страшные истории. Мой отец, например, рассказывал мне о черном человечке, я сначала задыхался от страха, а потом смеялся над этим.

- Финал “Ганнибала” заставляет ожидать продолжение. Вы готовы к третьей части?

Э.Х.: Если она будет хорошей, почему нет?